Из истории
Деревня Продвино Вишневского сельсовета находится в 17 км к югу от города на Березине на автомобильной дороге Бобруйск-Мозырь и в 6 км от остановочного пункта Брожа на железнодорожной линии Бобруйск-Рабкор. Ее история берет свое начало в 18 веке, когда католик Стефан (Степан) Бокий вместе с родными и двоюродными братьями Франциском, Мартином, Яном, Киприяном и Томашем поселился в Бобруйском уезде (до этого они проживали в Орше). Так, в 1790 году он приобрел патент на право аренды участка земли размером 80 с половиной га у Бобруйского старосты Тадеуша Желиховского. Как сказано в документе из Национального исторического архива Беларуси, «на основании свидетельства №6, выданного Минской казенной палатой, шляхтичу Степану Бокию передается в аренду 3 волоки (23%) пахотной и сенокосной земли с выплатой 30 рублей серебром к 1795 году».
Братья-католики обосновались у реки Прудвин, которая упоминается на карте Великого Княжества Литовского в 1613 году, отпечатанной в Амстердаме на латинице, и занялись благоустройством своего застенка, назвав его Лески (Лесковка). В 1790 году Степан Иванович Бокий начал строить усадьбы для своей семьи. Первый дом построил примерно в 1790-1793 г. г. и в наследство оставил младшему сыну Нарциссу. Оказал помощь в строительстве жилых домов старшим сыновьям, Ивану и Якубу. Постепенно поселение стало разрастаться. И в 1798 году, спустя 8 лет после основания, здесь насчитывалось 5 дворов и 26 жителей. В 19 веке деревня была переименована в Продвино. Новое название появилось и у речки, от которой пошло название населенного пункта. Она стала называться Продвинка.
Население деревни составляла малоземельная шляхта. В 1847 году в Продвино насчитывалось уже 18 дворов и 93 жителя. Деревня находилась в составе казенного имения Брожа. По переписи 1897 года это было поселение в Брожской волости, при почтовой дороге Бобруйск-Паричи, где насчитывалось 36 дворов. В 1916 году в Продвино было открыто земское народное училище (учитель — Неонила Шаломовская). В 1917 году — 43 двора, 256 жителей. В 1921 году земское народное училище было реорганизовано в трудовую школу 1-й степени, где училось 55 детей. В 1925 году на базе сельской школы работала школа по ликвидации безграмотности среди взрослых. В 1926 году деревня насчитывала 58 дворов и 300 жителей. В 1932 году здесь был организован колхоз имени Чкалова. С 1924 по 1968 год Продвино — центр Продвинского сельсовета Бобруйского района. В 1986 году там было 29 хозяйств, в составе колхоза имени Фрунзе. Сегодня здесь проживает 11 жителей и насчитывается 10 хозяйств, а также 39 дачных домов.
К слову, основатель Продвино, Степан Бокий — прапрадед бобруйчанина Феликса Бокого, который родился в деревне в 1936 году. На собственные средства Феликс Антонович решил установить на местном кладбище кресты своим предкам, чтобы увековечить их память. «Мой прапрадед был шляхтич. В 1810 году он получил патент Минской губернии о статусе дворянина и герб «Топор рода Бокиев» — на красном поле там изображена обращенная острием влево серебряная секира, поверх нее — золотой крест, на шлеме — страусиные перья», — рассказал нашей газете Феликс Антонович.
Происхождение фамилии
Родословная рода Боких в Беларуси начинается с Ивана Бакея, полковника Польских войск (король Владислав IV выдал привилей 16 июня 1635 года о его полковничьем звании). Сам род Боких известен с начала 16-го века. Фамилия Бокий относится к числу украинизированных еврейских фамилий. В ее основе лежит нарицательное слово «бок», от которого и было образовано прозвище предка: Бокий, Бокей. Можно предположить, что так, например, могли называть кривобокого или же ленивого человека. Не исключено, что фамилия восходит к древнетюркскому слову «бокей», то есть «герой, силач». В качестве личного имени встречается, например, в казахской ономастике. По другой версии фамилия Бокий ведет свое начало от еврейского слова «baqi», которое в переводе на русский язык означает «сведущий человек». Скорее всего, основатель рода Боких был мудрым, рассудительным, знающим мужчиной. Окончание -ий и чередование гласных о/а появилось в результате украинизации фамилии. Фамилия встречается как в польской, так в украинской и белорусской ономастике. На протяжении 19 века, когда Бобруйский уезд находился в составе Российской империи, она видоизменялась при переписи документов русскими чиновниками: Бакей — Бокей — Бокий. На данный момент Бокие проживают более чем в 130 населенных пунктах мира. Только в Бобруске живет около 50-ти семей с этой фамилией. В наше время Боких можно встретить в Украине, России, Беларуси, Польше, Канаде, США, Германии и других странах.
Католическое поселение
Так исторически сложилось, что в Продвино в большинстве своем проживало белорусское население католического вероисповедания. И пошло это от основателей деревни — Боких, которые были католиками. Однако костела здесь не было. Крестить детей местные жители возили в Бобруйск. Уроженка Продвино Янина Станиславовна Кед, в девичестве Бокая, родилась в семье католиков, в 10-летнем возрасте ее подпольно покрестили в городе. «Помню, как собралось 10-15 детей, родители, и пешком все шли до Казаково. Оттуда садились в машину и ехали в Бобруйск, и там, где-то на дому, в районе железнодорожной станции, нас всех покрестил ксендз. Это были 50-е годы. Родители иногда ездили туда на богослужения по большим праздникам. А в деревне в одной из хат, расположенной недалеко от нашей, был молитвенный дом. По вечерам там собирались целыми семьями, молились, общались. У всех тогда были молебные книги, в том числе у моих родителей. По наследству мне перешла книга моей прабабушки — молитвенник 1874 года, изданный в Варшаве на польском языке. Это моя семейная реликвия. Там есть записи, сделанные маминой рукой», — рассказывает Янина Станиславовна (эту книгу женщина показала нашей редакционной группе). Муж и дети у нашей собеседницы православные. Она говорит, что в ее семье отмечаются и католические, и православные праздники.
В Бобруйском костеле в детстве крестили потомка основателя Продвино — Феликса Бокого. «Меня крестили во время войны, в 1943 году. Чтобы доехать на лошади до костела, надо было договориться с партизанами. И через неделю после этого отец сходил в лес и поблагодарил партизан за содействие. В нашей семье всегда соблюдались религиозные традиции, отмечались праздники», — рассказывает Феликс Бокий.
Его дальний родственник, Иван Бокий, член Белорусского Союза художников, проживающий в Минске, также был крещен в Бобруйском костеле в 1951 году. «Мне было около пяти лет, а моей сестре — 2 с половиной года. Крестной нам стала мамина родная сестра, наша тетя», — говорит Иван Иванович.
Местное кладбище
Сельское кладбище порой может многое рассказать о прошлом деревни. Мы упоминали уже о том, что на гражданских захоронениях в Продвино установлены кресты в память основателя этого населенного пункта Степана Бокого и его потомков. Есть здесь и еще один памятный знак в виде камня-валуна — жертвам политических репрессий, невинно расстрелянным в 1937, 1938 и 1940 годах. Он был установлен на средства местных жителей. Инициатором увековечивания памяти этих людей была ныне покойная Нина Чистякова, отец которой пострадал в то смутное время… Там упомянуты имена 15-ти продвинцев, в том числе Петра Короткевича, деда уроженца деревни Геннадия Трацевского.
Геннадий Фадеевич вспоминает: «Когда моего деда репрессировали, ему было 70 лет, он 1868 года рождения. По тем меркам он жил хорошо. Сперва деда раскулачили, а потом обвинили в том, что он якобы был польским шпионом. Я думаю, причина гонений крылась в вероисповедании — он был католиком. На этой почве здесь в свое время пострадало немало людей. А в 1959 году деда посмертно реабилитировали».
Выбито на валуне и имя отца еще одной жительницы Продвино Галины Хомич — Александр Бокий. «Моего отца забрали в 1937 году. Мне было три года. Назад он так и не вернулся, и наша семья осталась без кормильца», — рассказала женщина.
На местном кладбище похоронен также заслуженный деятель искусств республики Беларусь Людвиг Асецкий, который родился в 1929 году в Продвино и впоследствии завещал похоронить его здесь. В память о нем здесь установлен большой и красивый памятник. В 11-летнем возрасте Людвиг Петрович переехал в Бобруйск, стал заниматься в Доме пионеров. Затем окончил Минское художественное училище, театрально-художественный институт по специальности «художник-график». Он работал в стиле монументальной живописи, станковой и книжной графики, выполнял иллюстрации к книгам. Работы художника выставлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь, музее современного изобразительного искусства в Минске, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны и других.
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны территория Продвино была занята оккупантами. Здесь находился полицейский штаб. Несколько местных жителей ушли в полицаи. Однажды предатели устроили облаву на местных детей, среди которых был уроженец деревни Феликс Бокий — потомок основателя Продвино. Вместе с двумя сестрами его отправили в Германию, в детский концлагерь. «Это было 11 июня 1944 года. В набитом битком вагоне ехали дети от 7-ми до 14-ти лет. Мы были, как селедки в бочке… Запах стоял ужасный. В антисанитарных условиях, обессиленные, голодные тряслись в поезде около трех суток. По прибытию в Германию мы прошли санобработку и были отправлены в детский концлагерь в Фалькензее, где я с сестрами пробыл до ноября 1944 года, пока нас не освободили союзные войска. Все это время над нами проводили медицинские опыты и эксперименты, и только чудом нам удалось выжить в этом аду», — рассказывает Феликс Антонович.
Впоследствии местных полицаев, которые сотрудничали с немецко-фашистскими оккупантами, осудили. Каждому дали по 10 лет.
Быт деревни
Долгое время Продвино являлось центром одноименного сельсовета. До войны здесь существовал колхоз имени В.П. Чкалова, который позже был переименован в колхоз им. М.В. Фрунзе. Позже, когда правление хозяйства перенесли в Стасевку, в его бывшем здании стала располагаться начальная школа. «У нас был большой колхоз. Трудилась в нем практически вся деревня. Остальные уезжали на Донбасс, поднимать целину. Передовиков сельского хозяйства чествовали в местном клубе. Когда из города приезжали коллективы художественной самодеятельности или привозили фильмы, то там негде было яблоку упасть. К нам приходили люди с окрестных деревень. Кстати, Продвино было электрифицировано в конце 50-х годов. До этого местное население использовало керосиновые лампы. В деревне были популярны маевки, на которые собирались местные жители — брали корзинки с провизией и шли в лес, на природу», — рассказывает уроженка Продвино Янина Кед.
Нужно сказать, что ее отец, Станислав Бокий, работал бригадиром в колхозе. В свободное от работы время любил играть на скрипке и был известен в округе как талантливый музыкант. «В семье моего папы все были музыканты — играли на аккордеоне, флейте, ударных инструментах — был целый семейный оркестр. Папу, его брата и сестер приглашали на свадьбы. Они брали лошадей и уезжали», — говорит Янина Станиславовна. Местные жители любили проводить время на живописном берегу реки Брожка (в прошлом Продвинка). Там они купались, ловили рыбу и раков.
Иван Бокий
Продвино — родина еще одного деятеля искусств, члена белорусского союза художников Ивана Бокого, который сегодня проживает в Минске. Он родился в 1946 году. Учился в Продвинской начальной школе, в Вишневской семилетней и в Брожской средней школах. Окончил Минское художественное училище по специальности «художник-оформитель». Учился в Московском полиграфическом институте (1971-1976) на факультете «Художественное оформление печатной продукции». Окончил его в 1977 году по специальности «художник-
график». Иван Бокий — член Белорусского Союза художников. Работал в области книжного оформления, графики, экслибриса.
Художник оформил и проиллюстрировал 70 книг. Среди них художественная, детская, политическая, учебная литература. Работал главным художником в полиграфии: детского издательства «Юнацтва», издательского общества «Книжный дом», журнала сатиры и юмора «Вожык». Свой выбор профессии книжного графика обосновывает просто: «Книгу я полюбил с детства. Мой отец был преподавателем русского и белорусского языков, он научил меня рано читать, с 9 лет я регулярно посещал библиотеку», — рассказывает Иван Иванович.
Художника всегда интересовала история его родословной. Однажды ему в руки попалась папка с документами «Дело о дворянском происхождении рода Бокеев» из Национального исторического архива Республики Беларусь. В течение трех лет он самостоятельно переводил документы с польского на русский язык. Некоторые сведения оттуда и были включены в материал, который вы сейчас читаете. Иван Бокий навсегда сохранил теплое отношение к своей малой родине. Два раза в год он приезжает сюда, посещает родительский дом и односельчан. Художник убежден, что каждый человек должен знать и чтить свои корни.
Людмила ЛЮБИМЦЕВА.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА и из архива местных жителей.
Автор выражает благодарность Ивану Ивановичу и Феликсу Антоновичу Боким за содействие в подготовке материала.