Добро пожаловаться, или Что волнует жителей бобруйщины
Как показывает практика, обращения — это индикатор, по которому определяются проблемные моменты, волнующие людей. Надо отметить, что за ушедший год количество обращений от граждан и юридических лиц снизилось по сравнению с 2018 годом. Сегодня в разговоре с начальником отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Натальей ТРОПИНОЙ выясним: что волнует жителей Бобруйщины и как местная власть помогает людям решать их проблемы.
— За ушедший год в райисполком, его структурные подразделения и в сельисполкомы поступило на 66 обращений меньше по сравнению с 2018 годом (344 против 410). Из общего количества поступивших обращений — 172 письменных (50%), устных — 126 (37%), электронных — 46 (13%).
— Какова тематика наиболее часто поднимаемых вопросов?
— Анализ поступивших обращений свидетельствует, что по-прежнему наибольшее их количество касалось жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда — 148 или 43% от общего количества обращений, что на 6% больше, чем в прошлом году. Чаще всего граждане обращались по вопросам ремонта дорог, вывоза коммунальных отходов, оплаты за жилищно-коммунальные услуги, улучшения жилищных условий, удаления деревьев, водоснабжения, электроснабжения, уличного освещения, устранения неисправности канализационных сетей, ремонта жилых домов.
Надо отметить, что наблюдается снижение количества обращений по вопросам торговли, потребительского рынка (-4), информации и связи (-3), транспорта (-1). Обращений, касающихся гражданско-правовых споров, культуры, физической культуры и спорта, туризма, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в 2019 году в райисполком не поступало.
— Наталья Геннадьевна, есть категория людей, которые, минуя местные исполнительные органы, с возникающими проблемами и просьбами зачастую заявляют о них в вышестоящие. В то же время случаются ситуации, когда некоторые из вопросов не находят своего решения на первичном уровне — тогда человек тоже вынужден обратиться в вышестоящие инстанции. Сколько таких обращений зарегистрировано?
— В минувшем году из вышестоящих государственных органов в райисполком поступило 24 обращения, что на 1 больше по сравнению с 2018 годом. Вместе с тем, уменьшилось количество обращений из Администрации Президента Республики Беларусь (2019 г. — 5; 2018 г. — 9).
По тематике продолжают преобладать вопросы жилищно-коммунального хозяйства — 13 обращений или 54,2% от общего их количества, поступивших в вышестоящие органы; труда, занятости населения и охраны труда — 4 (16,7%); агропромышленного комплекса — 2 (8,3%); образования и науки — 2 (8,3%).
Так, с одного до четырех увеличилось количество обращений в вышестоящие органы по вопросам начисления и выплаты заработной платы в сельскохозяйственных организациях района. Все они признаны обоснованными.
— Много ли обращений пока не нашли своего решения и находятся на контроле?
— В настоящее время на контроле в Бобруйском райисполкоме остается 19 обращений граждан. Среди них —качество питьевой воды в аг. Большие Бортники, ремонт участка дороги от
д. Вишневка до п. Брожа, устройство остановочного пункта в районе кладбища д. Ясный Лес, перенос пешеходного перехода в д. Слободка и др.
— А если проанализировать по территориальной принадлежности, откуда поступает наибольшее количество обращений?
— В 2019 году абсолютное большинство таковых поступило в райисполком от жителей Бобруйска (87 или 39%), Слободковского сельисполкома (32 или 14,3%), Глушанского (21 или 9,4%). Надо отметить, что снизилось количество обращений, поступивших в райисполком, из Бортниковского (-7) и Сычковского (-5) сельисполкомов.
— Наталья Геннадьевна, расскажите о работе, которая проводится в районе с целью уменьшения количества обращений.
— В этом направлении работы проделано немало. Так, в прошлом году руководством райисполкома проведен 101 личный и выездной прием граждан (в 2018 г. — 90), в ходе которых принято 46 граждан, из них главой района — 29. Проведено 52 «прямые телефонные линии» (по субботам), на которые поступило 40 обращений. Большая часть вопросов, задаваемых и в ходе личных приемов, и во время телефонных звонков, касались жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства.
— Предусмотрено ли наказание за ненадлежащую организацию работы с обращениями граждан и юридических лиц?
— За нарушение порядка рассмотрения отдельных обращений и иные недостатки к дисциплинарной ответственности в минувшем году привлечено 21 должностное лицо, в том числе 10 государственных служащих.
За нарушения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, а также за нарушения законодательства о книге замечаний и предложений к административной ответственности привлечено 2 ответственных лица.
— В целях обеспечения в Республике Беларусь прозрачного и объективного механизма оценки эффективности деятельности государственных организаций по оказанию услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и административных процедур Министерство связи и информатизации в 2018 году запустило новый проект — Портал рейтинговой оценки государственных организаций. Расскажите о нем подробней.
— Портал ориентирован на граждан, предоставляя им удобный инструмент для размещения своего мнения о качестве работы государственных организаций, каждая из которых может быть ими оценена по 5-балльной шкале. На основании выставленных гражданами оценок предусмотрено автоматическое формирование на Портале соответствующего рейтинга государственных организаций. На этой электронной платформе размещены и данные об организациях, оказывающих услуги населению, расположенных на территории района. Райисполкомом ежеквартально проводится анализ сведений о мнениях граждан по результатам предоставления услуг организациями, обеспечивающими жизнедеятельность. Однако пока отмечается низкая активность населения по выставлению оценок эффективности деятельности на портале. В связи с чем хочу обратиться к жителям района быть более активными в оценке деятельности районных организаций — такой рейтинг позволит повысить эффективность и качество их работы, создать комфортную среду для жизни граждан.
— Наталья Геннадьевна, и последний вопрос. Каким должен быть порядок действий заявителя согласно законодательству? Попросту говоря, что делать, чтобы тебя услышали, куда стучать, чтобы открыли?
— Согласно Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», при поступлении обращения в райисполком оно должно быть рассмотрено в течение 15 дней. Если необходим выезд на место либо запрос каких-либо материалов, документов, то обращения рассматриваются до одного месяца. Если ответ компетентных органов заявителя не устраивает, то он имеет право обратиться с обжалованием в вышестоящую организацию.
За консультацией по проблемному вопросу можно обратиться в отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц по телефону «горячей линии» 72-04-50. Можно оставить электронное обращение на официальном сайте Бобруйского райисполкома http://bobruisk-rik.gov.by или позвонить на «прямую телефонную линию» с руководством райисполкома, которая проводится каждую субботу с 9.00 до 12.00 по номеру 74-52-11. Каждую субботу проводит «прямые телефонные линии» и руководство сельисполкомов. Актуальная информация с графиком проведения «прямых телефонных линий» и номерами телефонов размещаются на официальном сайте райисполкома, информационных стендах сельисполкомов, публикуется в районной газете «Трыбуна працы».
— Спасибо за беседу.
Ольга Грек. Фото автора.