Летопись войны в весточках с фронта
Со дня Великой Победы прошло более 70 лет… За эти годы заросли травой самые глубокие воронки, затерялись в траве партизанские тропы… Говорят, время все лечит. Нет, не все лечит время. Не стихает боль от потери боевых друзей. Не выветриваются из памяти трудности и лишения суровых лет минувшей войны. Невозможно забыть десятки тысяч подвигов героев, грудью заслонивших страну в минуту смертельной опасности. Мы это помним. Не имеем право забывать.
В Бобруйском районном историко-краеведческом музее, который находится в д. Сычково, хранится много документов, связанных с периодом Великой Отечественной войны, — воспоминания партизан, подпольщиков, боевых командиров и рядовых солдат; благодарственные письма родным и близким воинов, отличившихся своими подвигами; пожелтевшие от времени письма-треугольники с фронта и почтовые карточки.
За три дня до своей гибели ст. лейтенант, летчик 213-го авиаполка Логвин Павел Алексеевич писал своей жене:
«…Знаешь, а не так страшно под пулями, как казалось. Да и зенитка не пугает. Жаль, что ты останешься, а своей головы нисколько не жалко. Впрочем, об этом рано. Ведь я обещал тебе жить долго и тем более стыдно рассуждать о том, что придется погибнуть. А погибнуть — так подороже голову отдать. Чтобы трусом не считаться, а как подобает. Призван к этому, значит, так надо. Привет тебе от Маркелова Витьки и капитана Недолина…».
Старший лейтенант Логвин П.А. и упомянутые в письме сослуживцы погибли 30 июня 1941 года в воздушном бою под Бобруйском и захоронены на территории Бобруйского района.
Вот письмо комиссара батареи, старшего политрука Филатова, который в 1942 году писал жене Буйлова Алексея Михайловича, уроженца Московской области:
«…Ваш муж героически сражался с фашистскими оккупантами. Хочу коротенько рассказать о его боевых делах. 2 июля 1942 года фрицы хотели выкатить свое орудие для стрельбы прямой наводкой по нашему переднему краю. Но не успели они открыть стрельбу, как Алексей прямым попаданием уничтожил 105 мм пушку и расчет в количестве 12 человек. 3 июля он своим орудием подбил крупнокалиберный пулемет и 6 фрицев…».
А 29 июня 1944 года Буйлов Алексей Михайлович погиб, освобождая Бобруйщину.
А вот письмо Михайлова Андрея Павловича, уроженца Оренбургской области. Письмо написано 19 июня 1944 года за несколько дней до его гибели.
«…Сообщаю, что жив и здоров, чего и Вам желаю. Основные новости Вы, конечно, знаете из газет. Это о действиях второго фронта. Начинаем гнать фрицев. Немцы, отступая, все сжигают. Погода стоит хорошая и хлеба на здешней почве тоже хорошие…».
Михайлов Андрей Павлович погиб при освобождении Бобруйщины и захоронен в д. Сычково.
Вот как сообщал И.И. Нечепуренко из Ивановской области родным о гибели своего друга:
«Привет с фронта! 11.02.1944 г. …30 ноября три наши самолета вылетели на задание севернее Гомеля, на пункт Довск. Там они встретились с истребителями фрицев и дрались в воздушном бою. На него напали два истребителя и атаковали с двух сторон. Он был сбит. Сожалею, что меня не было в этом бою, этого бы не случилось. Ведь мы всегда, когда летали вместе, следили друг за другом…».