Многогранность увлечений великая
Богата талантливыми, неординарными людьми земля бобруйская. И в этом мне приходилось убеждаться неоднократно. Совсем недавно меня свела судьба с Ларисой Константиновной Макарченко (Гребиневич), архитектором от Бога, многогранной личностью, круг увлечений и интересов которой очень разноплановый.
Думаю, все хотя бы раз были на площади Ленина в то время, когда там работает фонтан. Зрелище, особенно в солнечный день, потрясающее. Этот фонтан — детище Ларисы Константиновны. Она изготовила его проект, вложив в него не только присущую ей фантазию, но и душу. А сколько еще проектов изготовила Лариса Константиновна, работая в межхозяйственном проектно-сметном бюро Бобруйского района!
Еще ребенком Лариса брала в руки карандаш и рисовала. Это было самое любимое ее занятие. Взрослые отмечали, что девочка талантлива. Жили Савоновы на большом хуторе, держали по тем меркам, а это были 30-е годы 20-го столетия, огромное хозяйство. Наемных работников не держали, справлялись сами, помогали дети. Трудились, не покладая рук, потому и был достаток в доме. Но пришла в дом беда, раскулачили Савоновых. Роман и Антонина были сосланы в Сибирь, и в родную деревню Богуславка вернулись только перед самой войной. Выкупили «варыўню», там и обосновались. Жили в прямом смысле слова в подземелье и строили дом для того, чтобы снова собрать под его крышей всю свою большую семью — когда их репрессировали, детей «разобрали» родственники. Эти дети оказались крепкого корня ростки.
Достойными людьми выросли. По сути, обида у них должна была быть на советскую власть — как-никак разрушила их привычный уклад жизни, лишила состояния, нажитого тяжелым трудом. Михаил же, самый старший из детей, окончив военное училище перед самой войной, проявил мужество в боях за Родину. Евгения, живя в Кривом Круке, дала кров радистке, которая из ее дома передавала необходимые данные советским войскам. Дочь Софья, мама Ларисы Константиновны, разделила судьбу кадрового военного Константина Гребиневича. Он воевал на Финской войне, с Великой Отечественной вернулся в звании майора с боевыми наградами — двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями. Еще 10 лет служил на Кавказе. Из рядов военнослужащих его вырвала болезнь. По состоянию здоровья он был комиссован, и умер в 1985 году от инсульта. Софья Романовна была истинной женой военного. Растила и воспитывала двоих детей — Ларису и Александра, была хозяйкой в доме, многое умела делать своими руками, ко всему стараясь найти творческий подход. Ее творческая жилка передалась и дочери Ларисе. Та тоже любила рукодельничать, рисовать, это увлечение ей передалось от отца, что-то придумывать. И потому после школы поступила в Брестский инженерно-строительный институт на факультет архитектуры. Талантливую девушку там заметили сразу. По своей сути Лариса была очень активным человеком. Принимала участие во всех институтских делах, занималась академической греблей, и в 1969 году в этом виде спорта заняла 2-е место в финале летней спартакиады профсоюзов БССР. Научилась вышивать, вязала стильные вещи своим подружкам. Она уже в студенческие годы выдавала «на гора» интереснейшие проекты, а за два года работы в витебском «Белжилпроекте», куда ее направили после института, она сумела завоевать авторитет перспективного архитектора. Это по ее, еще совсем «юному» проекту реконструирована гостиница Двина в Витебске. Все предрекали девушке там большое архитектурное будущее, но жизнь распорядилась иначе. Часто болеющие родители нуждались в помощи, и в 1973 году Лариса вернулась в Бобруйск. Год проработала на «Фандоке»,затем в «Белжилпроекте». В 1989-м пригласили в межхозяйственное проектно-сметное бюро, которое возглавлял А.К. Каспаров.
— Коллектив у нас подобрался творческий, — вспоминает Лариса Константиновна. — Заказов всегда было много. Приходилось проектировать силосные ямы, домики, мехмастерские и другие объекты для колхозов Бобруйского района. Были и большие, экспериментальные заказы.
Я спросила у Ларисы Константиновны, какое самое любимое ее детище. Она улыбнувшись, ответила — телушская больница. Там главным врачом работала Галина Гребиневич, жена ее родного брата. Больница была в аварийном состоянии, но с ее сносом все оттягивали. И Лариса предложила золовке взять на себя личную ответственность за снос здания, дав гарантию, что в самые короткие сроки сделает проект новой больницы. И Галина, на свой страх и риск здание снесла за одну ночь. Руководству осталось только руками развести и заказывать проект новой больницы.
— Быстро сделали проект, всего за три месяца, — улыбается Лариса Константиновна. — Нравится мне телушская больница. Мне еще приходилось принимать участие в проектировании ФАПов, но этот проект, пожалуй, один из самых любимых. Можно сказать, что выполнен он был на одном дыхании.
Все складывалось в архитектурной карьере Ларисы Константиновны удачно. Доросла до ведущего архитектора, но в лихие 90-е проектно-сметное бюро «разогнали». Многие в те годы опустили руки, не сумев найти себе применение. Но только не Лариса Константиновна. Она ушла в педагогику. Работала учителем черчения в СШ №18 г. Бобруйска. Вела кружки у детей, вместе с ними делала уникальные работы из ткани, меха. Сама по книжкам научилась делать мягкие игрушки и успешно учила этому детей. Их работы занимали на городских и областных выставках первые места. Потом ее пригласили в строительный техникум, где она преподавала 15 лет строительное черчение и инженерную графику. Она умела увлечь детей своим предметом, и работы по ее предмету они доводили до совершенства.
— Я увлекающийся человек, — говорит Лариса Константиновна. — Если мне что-то понравилось, обязательно научусь делать, по книжкам, журналам учусь, но технику усваиваю до мелочей. Ведь для того, чтобы сделать какую-нибудь работу в совершенстве, нужно знать все нюансы. Как это сделать. Самостоятельно освоила изготовление объемных игрушек, бумагопластику. Кропотливая работа, конечно, но какое удовольствие получаешь, когда видишь результат!
Большинство своих работ Лариса Константиновна раздаривает, но самые любимые у нее хранятся дома. Например, обезьянка, которую она сделала для своей дочери Александры, стала для той своеобразным талисманом.
Живя в частном секторе, Лариса Константиновна сумела самореализоваться еще в одном своем увлечении — цветоводстве, которое передалось ей от ее бабушки. Каких только цветов нет на ее участке! И сегодня радуют глаз розы, привезенные много лет назад из Крыма. Она сама их черенковала, а затем укореняла, выхаживала. Этим своим хобби она смогла увлечь многих своих приятельниц. А главное, дочерей. Когда ее стало подводить здоровье, они помогают ухаживать маме за цветами, Александра в этом деле ее правая рука. Но и она ни минутки не сидит без дела. В последнее время с удовольствием вяжет крючком для своего внучка Ванечки.
Ее творческий талант передался дочери Анастасии, которая окончила художественное училище в Бобруйске, ныне УО «Бобруйский государственный колледж имени А.Е. Ларина».
В доме у Ларисы Константиновны настоящий музей народного творчества. Здесь и работы, выполненные лично ей, и работы ее дочерей. Признаться, впечатляют. Вспоминаются слова В.И. Немиленцева, который всю свою жизнь отработал главным архитектором района, работал и с Л.К. Макарченко (Гребиневич) : «Лариса — человек талантливый, и главное, она сумела правильно найти применение своему таланту. А это дано не каждому. Мне всегда было приятно с ней работать…».
Елена БЕГУНОВИ.
Фото Сергея ПОДОЛЯКА.