Врач от Бога
Михаил Георгиевич Семенюк в особых представлениях не нуждается. Это не просто известный на Бобруйщине практикующий хирург, он уже на протяжении 34 лет возглавляет районное здравоохранение.
Повороты судьбы
Вообще жизнь очень интересная и непредсказуемая штука. Сегодня тем, кто знает Михаила Георгиевича, кого он оперировал, трудно представить его в каком-либо ином качестве, кроме врача. На самом же деле он родился в семье учителей иностранного языка в Кобрине Брестской области. Он и сам планировал пойти по стопам родителей и стать педагогом. В школе учился хорошо, больше всего любил историю, обществоведение, иностранный язык, русский и белорусский язык и литературу. Да и в отношении него самого у родителей и родственников никаких сомнений не было: а куда ж еще идти, как не в педагоги.
Однако, уже в старших классах, видя, как родители за полночь проверяют тетради своих учеников, пишут планы работы, он понял, что труд учителя хоть и почетен, все же не то дело, которым он хочет заниматься. Решил пойти по стопам своих дяди и двоюродного брата, которые работали хирургами. И в старших классах он начал усиленно изучать химию, физику, биологию. Окончив школу, подал документы в Гродненский государственный мединститут, и, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом этого престижного ВУЗа. Учился на отлично. В его зачетке было всего лишь две четверки, и в 1980 году он окончил институт с красным дипломом. Направление получил в г. Бобруйск. Ординатуру проходил в больнице им. Морзона. У него была цель — освоить практическую хирургию должным образом. По словам Михаила Георгиевича, ему очень везло на талантливых учителей. В их числе заведующий хирургическим отделением больницы, заслуженный врач РБ В.А. Белогуров, заведующий хирургическим отделением центральной больницы В.П. Бусел и многие другие.
После прохождения ординатуры он был направлен в четвертую поликлинику г. Бобруйска амбулаторным хирургом. Параллельно работал хирургом в больнице им. Морзона и на «скорой помощи». Через полтора года главный врач П.И. Берняк пригласил его на должность заведующего отделением переливания крови.
— Однажды в Бобруйск приехал начальник областного здравоохранения В.С. Казанов, и меня пригласили в Бобруйский райисполком, — вспоминает Михаил Георгиевич, — и предложили должность главного врача района. Честно сказать, идти на эту должность у меня желания не было, ведь я практикующий хирург, и мне моя работа нравилась. Это я и попытался объяснить, на что мне ответили, что хирургов в Бобруйске хватает, а вот хорошего главного врача найти сложно. Меня прельстило то, что мне дали гарантию, что в течение полугода мне предоставят квартиру. Мне было поставлено условие за полгода построить районную поликлинику. На тот момент мы уже 5 лет жили с родителями жены, получить собственное жилье в ближайшее время нам не светило. И я согласился…
И М.Г. Семенюк начал строительство. Свой рабочий день он начинал и заканчивал в Минске. В те годы деньги не значили ничего, на все стройматериалы были установлены лимиты, и для того, чтобы приобрести их, нужно было вклиниться в списки тех, кому эти лимиты выделяются. Г.С. Таразевич, к которому дотошный Семенюк все же попал на прием (кстати, перед этим побывав на приеме не у одного чиновника различного ранга) проникся пониманием к молодому главному врачу, и Бобруйскую районную поликлинику в списки внесли. И через полгода, как и обещал Михаил Георгиевич, состоялось открытие поликлиники. В свою очередь сдержал перед ним слово и А.Т. Глаз, председатель Бобруйского райисполкома, предоставив жилье.
Когда поликлиника начала функционировать, М.Г. Семенюк вплотную занялся сельскими объектами здравоохранения. Это благодаря его настойчивости, умению найти общий язык с руководителями хозяйств, а также чиновниками в Министерстве здравоохранения, в Бортниках, Воротыни, Осово, совхозе Ленина были открыты врачебные амбулатории.
— В Телуше была больница, которая размещалась в стареньком, небольшом одноэтажном здании. Главврачом работала Г.Б. Гребиневич, человек предприимчивый. Она для того, чтобы наконец-то начали строить новую больницу, организовала снос старого здания… ночью, и мы взялись за строительство нового, правдами и неправдами построили комфортную больницу. В Сычково, при содействии Л.А. Борковского, на тот момент председателя районного Совета депутатов, который оказал помощь в выделении помещения, открыли ФАП, — вспоминает Михаил Георгиевич. Немало усилий главный врач района приложил для материально-технического оснащения районного здравоохранения, и сегодня в районной поликлинике можно провести различные рентгенологические исследования, провести лабораторную и лучевую — эзофагогастродуаденоскопию и ультразвуковую — диагностику. Михаил Георгиевич всегда имел и имеет свое личное мнение по всем вопросам. И не боится его высказывать. Кому-то это нравится, кому-то нет, но то, что он личность неординарная, которая никогда не затеряется в толпе, это однозначно. Его организаторские способности и умелый стиль руководства отмечался на самых разных уровнях. Не раз предлагали ему и повышение по служебной лестнице, но, как признается Михаил Георгиевич, он не болен карьеризмом, считает, что добиваться карьерного роста — это одно, а толково, профессионально работать — это другое. Для него второе всегда было на первом плане. Правда, когда ему предложили стать главным врачом санатория «Беларусь» в Сочи, он чуть было не решился на переезд. Точкой преткновения стал жилищный вопрос — ему на время работы в должности предоставлялось служебное жилье. Но статус «служебного» его не прельстил. Он во всем любит стабильность. От переезда в Сочи пришлось отказаться.
Доктор должен любить людей
На мой вопрос «какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача?», Михаил Георгиевич без раздумий ответил, что врач должен, прежде всего, любить людей. Можно иметь прекрасные знания, быть готовым к самым трудным ситуациям, но без любви и сострадания нет хорошего врача. Потому что дело врача — облегчать страдания и спасать от смерти больных. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики.
Нужно, чтобы врач всегда оставался спокойным и уверенным, при любых обстоятельствах сохранял внутреннюю устойчивость. В личной жизни могут быть различные события, но, когда врач подходит к больному, то необходимо думать только о нем, болеть его страданием, жить мыслью, как быстро и правильно помочь ему. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь.
Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.
— Надо уметь говорить с пациентами так, чтобы назначаемые врачом лекарства работали и больные выздоравливали. Ведь давно доказано, что «подходящие» слова реально помогают больному поправляться. Доброе слово ускоряет выздоровление пациента, которому многого для этой цели и не нужно. Поговори с ним по-человечески, и он уже сам готов идти на поправку.
Хорошего врача видно издалека
Сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям вызываются доктора, а они, как известно, бывают разные. Бывают врачи от Бога, бывают “Ну, с Богом!” и, что самое страшное, много сейчас врачей, которые попадают под категорию “Не дай Бог!”. Человек доверяет свою жизнь доктору, полностью полагаясь на его компетентность, но, как показывает практика, это доверие оправдывают далеко не все. Но, как говорит Семенюк, хорошего врача видно издалека, и к нему идут на прием.
Характеризуя Семенюка, его коллеги отмечают, что Михаила Георгиевича отличают умение ставить правильный диагноз и умение общаться с людьми. Позади сотни успешных операций и тысячи благодарных пациентов.
— Я всегда говорю своему персоналу, что нужно отдавать частичку своей души больным, ведь самое главное для людей — это контакт, общение. На 50% больного лечат слово, улыбка и доброжелательность.
Всегда в ответе за больного
Говорили мы с Михаилом Георгиевичем и о той большой ответственности, которую хирург, как впрочем, и все врачи, несет за судьбу больного. Потому у него должны быть железные нервы, выдержка, спокойствие, терпение, решительность и умение контролировать ситуацию даже в самых сложных ситуациях. На нервную систему оперирующего хирурга падают огромные нагрузки. Хороший хирург может получиться только из смелого и решительного человека, который не боится идти на сложные и трудные операции с высокой степенью риска. И при этом, зарплаты врачей невелики, большинство специалистов работают в государственных больницах и поликлиниках на бюджетных ставках и получают зарплату ниже рабочего, работающего за станком. А выполнение многочасовых сложных операций, стоя на ногах, в условиях жары и духоты, душевного и физического напряжения позволяет отнести работу хирурга к одной из самых тяжелых специальностей, среди всех существующих в мире профессий. Труд хирурга ничем не отличается от работы простого работника горячего цеха, а зарплата у него чаще всего на порядок ниже, чем у рабочих высокой квалификации. Есть, конечно, над чем думать и о чем говорить. Как заметил Михаил Георгиевич, профессия врача нынче не престижная, так как именно уровень оплаты труда определяет престиж профессии, но, тем не менее, на мой вопрос, если бы он имел возможность начать жизнь сначала, пошел ли бы он в медицину, стал бы хирургом, М.Г. Семенюк ответил утвердительно. Да, он бы снова пошел в медицину и стал практикующим хирургом. Еще на заре своей врачебной биографии Семенюк понял: чтобы стать хорошим хирургом, мало получить высшее медицинское образование, проштудировать от корки до корки учебники по анатомии и рентгенологии, усвоить назубок принципы обезболивания, асептики и антисептики и прочие премудрости. Кроме серьёзных теоретических знаний, хирургу требуется каждодневная практика. Нужно постоянно совершенствоваться, уметь до автоматизма пользоваться хирургическим инструментарием, знать как дважды два техники оперативных вмешательств при различных заболеваниях и многое другое. Недаром слово «хирург» дословно переводится с греческого как «работа рук»… Михаил Георгиевич вспомнил, как его направили в командировку в Глусскую районную больницу, где на тот момент не было ни одного хирурга. Опыт работы исчислялся годом ординатуры и минимумом работы в 4-й поликлинике. В больницу привезли старую женщину. На лицо — все признаки перитонита. Но чем он вызван? Это в Бобруйских больницах все на месте — лаборатория, рентгенкабинет, чтобы провести одну операцию, действует целая бригада специалистов. В ходе операции рядом понимающие люди, коллеги, одним словом, большие профессионалы, а здесь он был один да еще медицинская сестра, даже посоветоваться не с кем. Вызвал из дома лаборанта, рентгенолога, и пока они ехали в больницу, готовил больную к операции. На него и родственники женщины, и медсестра смотрели, как на бога, а он в тот момент как нельзя лучше осознал, что жизнь этой пациентки только в его руках. Когда вскрыл брюшную полость, понял, что ситуация крайне сложная. Вот где ему понадобились самообладание и мужество! Операцию он делал, опираясь на свои теоретические знания, очень помогла интуиция. К счастью, все прошло успешно. На 12-й день женщину выписали из больницы, а молодой хирург осознал уже на личном опыте, что врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность на себя:
— В экстремальных случаях, а для меня эта операция была именно таким случаем, вспомнил все, чему меня учили. А вскоре ко мне пришел сын этой женщины, очень сильно благодарил от имени всех ее детей, что я спас их маму. И незаметно у печки оставил мешок с «гостинцем» в знак признательности. Я в тот момент заполнял истории болезни. Увлекся работой, от которой меня отвлек мешок, который вдруг начал прыгать. Открыл его, а там поросенок, — улыбается Михаил Георгиевич. — Мне-то он зачем, медсестре, с которой оперировал, отдал.
Михаил Георгиевич оперировал постоянно. Сотни операций различной сложности. И вдруг несколько лет назад травма руки, после которой не смог заниматься большой хирургией, а вот в малой хирургией продолжает практиковать.
Коротко о личном
Михаил Семенюк заботливый и любящий отец для своих троих детей — сына Максима, который проживает в Бобруйске, дочери Вероники, которую судьба забросила на Урал, и Марины, которая живет и работает в Риме. Но, как признается Михаил Георгиевич, к своих троим внучкам у него отношение особо теплое.
***
Всю жизнь, еще со школьной поры, он дружил со спортом. Самое больше его спортивное увлечение — волейбол. В районе была очень сильная волейбольная команда, в составе которой был и Семенюк, которая защищала спортивную честь района на различных уровнях. После травмы с волейболом пришлось распрощаться, но спорт, Михаил Георгиевич не забросил — дважды в неделю занимается большим теннисом. А еще любит футбол.
***
Михаил Семенюк старается как можно больше путешествовать. Его привлекает все новое, любит анализировать и давать личную оценку увиденному, сравнивать.
Неравнодушный человек
Быть врачом не только благородно, но и очень ответственно. Михаил Георгиевич, например, никогда не пройдет мимо лежащего на улице человека. К счастью, это в основном перебравшие горячительных напитков люди, которым помощь врача не требуется. Но были случаи, когда люди теряли сознание прямо на улице из-за проблем с сердцем или по другим причинам. Толпа проходила мимо, к счастью, в ней был неравнодушный человек, врач-хирург Михаил Семенюк…
***
Как-то Михаил Георгиевич консультировал близкого мне человека преклонных лет. Он спокойно выслушал, внимательно осмотрел, а затем обстоятельно, четко и аргументированно объяснил пожилой женщине свой вердикт. Она, выйдя из поликлиники, констатировала: “Вот этот врач от Бога” . И все советы и рекомендации М.Г. Семенюка приняла безоговорочно, без всяких сомнений и страхов, на все сто уверенная в профессионализме врача, в том, что он — врач по призванию, хирург, как она сказала, от Бога… И не удивительно, что он награжден знаком “Отличник здравоохранения Республики Беларусь”.
Елена БЕГУНОВИЧ.
Фото Сергея ПОДОЛЯКА.