Не жалейте время на своих детей. Объясняем почему
10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств. Каждое самоубийство — это трагедия. В настоящее время, по данным ВОЗ, общая цифра самоубийств в мире приближается к миллиону. Это глобальная проблема всего человечества и одна из причин смертности среди молодежи. Подростковый, или «пубертатный суицид», т. е. суицид в период полового созревания, занимает особое место. К суициду несовершеннолетних могут подтолкнуть семейные конфликты, с учителями, одноклассниками, друзьями, насилие со стороны взрослых, черствость и безразличие окружающих, душевные болезни.
Уважаемые родители, часто ли вы улыбаетесь своему ребенку, говорите с ним о его успехах и проблемах, интересуетесь делами в школе, взаимоотношениями с друзьями и одноклассниками, темами прочитанных и просмотренных страниц в интернете. А ведь как важны для ребенка теплые, участливые, доверительные отношения между всеми членами семьи. Они формируют у подростка такие важные черты в характере как уверенность в себе, целеустремленность, справедливость, что в дальнейшей взрослой жизни будет ему крепким, надежным «фундаментом».
Но будем честны перед собой, далеко не в каждой семье рядом живут взаимопонимание и взаимопомощь, любовь и забота. И здесь, как правило, ребенок, сталкиваясь с непреодолимым препятствием в какой-то момент своей жизни, не может самостоятельно найти выход из создавшейся трудной, на его взгляд, ситуации.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
— переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
— действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
— переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
— боязнь позора, насмешек или унижения;
— страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться;
— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
— чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
Тревожные сигналы в разговоре и поведении:
— прямое или косвенное выражение желания умереть или убить себя, а также высказывания о нежелании жить;
— резкое изменение поведения, пренебрежение своим внешним видом;
— утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих ребенку вещей;
— появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи;
— бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;
— подавленное настроение на протяжении длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения;
— беспричинные слезы;
— внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
— наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников, кумиров.
Если вы заметили признаки опасности:
— попытайтесь выяснить причины кризисного состояния ребенка;
— окружите его вниманием и заботой;
— обратитесь за помощью к психологу;
— в случае длительно сохраняющихся признаков, таких, как плохое настроение, изменение сна, аппетита, необходимо обратиться за помощью к психиатру, психотерапевту.
Что может удержать ребенка от рокового шага:
— заботливое отношение родителей: умение спокойно спросить о тревожащей ситуации, внимательно выслушать, искреннее поговорить;
— помощь в определении источника психического дискомфорта;
— вселение надежды, что все проблемы можно решить;
— помощь ребенку в осознании его личностной значимости для семьи;
— оказание поддержки в успешном разрешении сложной ситуации, помощь в определении перспективы на будущее.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
Простые рекомендации для родителей:
— открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
— помогайте им строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
— обязательно содействуйте в преодолении трудностей;
— любые стоящие начинания одобряйте словом и делом;
— ни при каких обстоятельствах не применяйте физического наказания;
— любите своих детей, будьте внимательны к ним и деликатны.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. Только внимательное отношение родителей к ребенку может помочь предотвратить беду. За любое поведение ребенка в ответе взрослые!
Елена ГОНЧАРОВА, психолог УЗ «БГП №2».