Георгий ШКРАДЮК: «Работа у нас будет всегда»
Среди представителей ответственных служб района найдется не так много людей, которые отдали руководящей работе на одном месте более двух десятилетий, а общий стаж в сфере около 30-ти лет. В числе таковых — начальник филиала КУП «Могилевоблдорстрой» ДРСУ-171 Георгий ШКРАДЮК, которого мы попросили ответить на некоторые вопросы читателей, а также рассказать о работе коллектива в целом.
— Георгий Семенович, наш читатель Михаил Дражник поднял тему качества дорожного покрытия в Тивновичах, где он проживает, а также в соседнем Калинино. Мужчина рассказал, что по Сычково отремонтировано асфальтобетонное покрытие, а по Тивновичам, как и было, осталась грунтовка, «а дальше идут ямы, ухабы, неровности». Он считает, что от проводимого грейдирования там нет никакой пользы. А осенью, после прокладки газопровода, положение усугубилось из-за многочисленных луж. Да и за пределами Тивновичей по грунтовой дороге, которая идет через поле и лесополосу к Калинино, уверяет сельчанин, картина выглядит не лучшим образом. Что предпринято для решения данного вопроса?
— Филиалом выполнены работы по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия участка дороги Н-12283 «Подъезд к д. Тивновичи через д. Калинино» от 4,492 до 5,323 км, которая проходит через Тивновичи. Участок этой же дороги от 0 до 4,492 км — преимущественно гравийный. Укладка асфальтобетонного покрытия там пока не планируется.
По вопросу состояния дороги в местах прокладки газопровода мы направили запрос в ООО «Бобруйскгазстрой». После того, как организация сдаст нам этот участок, мы сразу включим его в план работ по текущему ремонту гравийного покрытия на 1-й квартал 2022 года. К слову, при выдаче технических условий по прокладке газопровода Могилевоблдорстроем были определены задачи, которые Бобруйскгазстрой до сих пор не выполнил. В частности, речь шла о том, что работы по вывозу глины должны были проводиться при определенных погодных условиях. Но с нынешнего вторника начались морозы. Поэтому накануне мы отправили в Тивновичи грейдер. Он подравнял землю, по которой до этого без резиновых сапог пройти было практически невозможно.
Что касается третьей части вопроса. Между Тивновичами и Калинино пролегает полевой грунтовый участок 5-го уровня требования – то есть дорога, где проходимость автотранспорта составляет до 100 единиц в сутки. Есть перечень документов – СТБ-2191 2016 года «Автомобильные дороги и улицы», ТКП 0591-2020 и СН 30304-2019, в соответствии с которыми асфальтобетонная дорога на таких участках не предусмотрена.
— Какие еще вопросы пришлось решать вашей организации в завершающемся году?
— В этом году проведено текущего ремонта на асфальтобетонных и гравийных дорогах на протяжении 17 километров 300 метров. В том числе 1 километр по деревне Мирадино, 1,5 км — в Броже. Заасфальтировали центральную улицу в Вишневке. Благоустроили подъезд к Стасевке. Еще 1,5 км — от Ковалей на Постраш. В нынешнем году на месте гравийной дороги в Емельяновом Мосту положили асфальтобетон. Это происходило не одномоментно, но все-таки 1 км 650 м качественного покрытия там появилось. По деревне Лекерта проложили асфальт, частично — по Каменке.
Что касается гравийных дорог, они отремонтированы на участке Воротынь-Долгий Клин на протяжении полутора километров: гравий со щебнем перемешивался и плотно укладывался. В данный момент проводятся работы на участке «Подъезд к д. Виноградовка».
В нынешнем году также были благоустроены посадочные площадки на остановочных пунктах в Ступенях, Бирче, Михалево. Свою лепту мы внесли в благоустройство к «Дожинкам» агрогородка Ковали. Ремонтировали проезжую часть, пешеходную дорожку. По заявке сельсовета провели асфальтирование, ямочный ремонт, обустроили беговую дорожку на детской площадке, установили дорожные знаки.
— Дорога Ломы-Селиба-Доманово – от Селибы до Доманово. На этом участке люди просят проложить асфальтовое покрытие…
— В перечень первоочередных объектов капитального и текущего ремонтов включаются объекты, определенные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, согласно установленным критериям значимости — с высокой интенсивностью движения, связывающие районные центры между собой, являющиеся подъездами от районных центров к агрогородкам и центральным усадьбам. Вышеуказанный участок дороги к числу таковых объектов не относится.
— С приходом зимы хлопот у дорожников поубавилось?
— Изменились виды работ. Одна из актуальных проблем на сегодня — гололед. Едва ли не каждую ночь машинам приходится выезжать на обработку дорог песчано-соляной смесью, при выпадении большого числа осадков интенсивно занимаемся очисткой снега. Вдоль трасс убираем поваленные деревья, вырубаем кустарниковую поросль для создания лучшего обзора водителям. Так что дел достаточно. Скоро начнем подготовку к новому сезону — будем завозить песок на находящийся в структуре филиала асфальтовый завод.
— Это предприятие вблизи Грабово, на котором, к слову, вы начинали мастером, главным инженером… Какие сейчас объемы продукции там выпускаются, и только ли на собственные нужды она идет?
— В нынешнем году с конвейера завода, на котором задействовано 12 человек, сошло порядка 25 000 тон асфальтобетона. Большая часть, конечно, нами же и используется. По заявкам также реализуем востребованное сырье сторонним организациям, в числе которых ДЭУ-72, водоканал, теплоэнергетика и другие.
— Как с техникой в вашей организации?
— В нашем распоряжении асфальтоукладчик, автогрейдеры, комплекс катков, грузовые автомобили. Многие машины и агрегаты уже, как говорится, почтенного возраста. Но стараемся обновляться. Вот, например, недавно приобрели 15-тонный МАЗ и ГАЗель для перевозки бригад работников.
— Что в планах на грядущий год?
— Есть утвержденная Советом Министров государственная программа «Дороги Беларуси на 2021-2025 годы», в соответствии с которой на местных автодорогах планируется выполнить определенный объем работ по поддержанию их транспортно-эксплуатационных показателей, ремонту, реконструкции, возведению новых дорожных сооружений. А значит, работа у нас будет всегда.
Также, по согласованию с райисполкомом, мы подали в «Могилевооблстрой» свои предложения в проект программы на будущий год. Ежегодно туда вносятся объекты, нуждающиеся в ремонте. Это, например, участок дороги протяженностью 1,5 км по деревне Думановщина, примерно такой же длины отрезок Рогачевской трассы, вблизи деревни Озеры.
Самая, пожалуй, внушительная территория реконструкции асфальтобетонного покрытия у нас будет от Больших Бортников до трассы М-5 в Турках, где довольно бойкое место с большой проходимостью транспорта. Нами было внесено предложение о благоустройстве подъезда к Брожской школе, где уложен видавший виды асфальт, а напротив — гравийка. Там необходимо сделать стоянку для удобства подхода детей к автобусу.
А еще традиционно в планах — ежемесячное грейдирование, работы по профилированию грунтовых дорог, ямочный ремонт. Важная статья наших доходов — выполнение платных услуг. К слову, в 2021 году по прямым договорам наше ДРСУ укладывало в Бобруйске асфальтобетонное покрытие на улицах Сикорского, Георгиевском проспекте — от Минской до Ленинской, ул. Социалистическая — от Бахарова до центрального рынка. Асфальтирование участка на ул. Орджоникидзе после замены теплотрассы — тоже наша работа.
К слову
На обслуживании ДРСУ-171 650 километров автомобильных дорог местного значения, 280 из которых — асфальтобетонные, 250 — гравийные, остальные — грунтовые.
— В возведении покрытия подведомственных дорог используете новые технологии?
— Насколько возможно стараемся шагать в ногу со временем, используя новые материалы и технологии. Так, если раньше для подгрунтовки асфальтобетонных дорог перед укладкой нового покрытия использовали битум, сейчас задействуем эмульсию, которую выпускает ДЭУ-72. Этот материал отличается высокой прочностью, пластичностью, лучшей сцепкой старого асфальта с новым.
Возможно, со временем будем внедрять в практику выкладывание мастичных слоев. Стараемся работать на результат, чтобы не только рационально развивать стоящие на балансе автодороги, обеспечивать их надлежащее техническое состояние, но и создавать благоприятные условия для безопасного движения транспорта.
— Спасибо за беседу.
Инна БОГДАНОВИЧ. Фото Елены КАРПЕНКО и из архива редакции.