Научный сотрудник Академии наук Беларуси пополнила на Бобруйщине свой фольклорный арсенал
10 октября — День работников культуры
О том, что традиции своего народа надо чтить и беречь, известно каждому с малых лет. В числе тех, кто этим занимается профессионально, по крупицам собирая белорусское устное народное творчество, — научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Алёна Павлова. Для Алёны Петровны это часть работы, которую она, в том числе, посвящает Бобруйщине.
— Встречаясь с людьми почтенного возраста, которые могут что-то интересное рассказать, спеть, мы все это записываем, — говорит представительница Академии наук. — Собранные материалы хранятся в архиве, с ними могут ознакомиться ученые, студенты, использовать их при написании научных работ. Бобруйский район, где мне впервые довелось побывать несколько лет назад, понравился своим необыкновенным колоритом. Край здесь живописный, богатый талантами, люди гостеприимные, хлебосольные. Спустя некоторое время снова сюда приехала, познакомилась с Алексеем Хомиченком, директором Централизованной клубной системы района, который меня свел с замечательными женщинами из деревень Петровичи и Мочулки. Поскольку тема моей диссертации связана со свадьбами, обрядами, свадебными песнями, они помогли пополнить фольклорный арсенал.
Алёна с грустью говорит о печальном событии, которое произошло буквально за несколько дней до третьей ее экспедиции на Бобруйщину. Центр, где она работает, готовился к фестивалю науки, который должен был состояться (и состоялся) в столице 11 сентября. Алёна собиралась представлять там уникальный свадебный каравай Бобруйского района, который согласилась испечь знаменитая мастерица из Мочулок Алла Ткач. Уже подавались документы на то, чтобы присвоить изделию статус материально-культурного наследия.
– Но буквально за день до моей поездки, к великому сожалению, этого добродушного, жизнерадостного человека, опытнейшей каравайницы не стало. Осталась, правда, ее преемница-землячка Валентина Николаевна Гайшун, которой переданы рецептура и все тонкости изготовления каравая. Эта женщина обещает продолжать дело Аллы Сергеевны Ткач. В сложившейся ситуации меня выручил Алексей Хомиченок, который порекомендовал встретиться с проживающими в агрогородке Телуша сельчанками, которые тоже хорошо известны по части изготовления каравая. Нина Константиновна Семенова и Нина Ивановна Гацко откликнулись на предложение фольклориста изготовить такое изделие, чем здорово ее выручили. Алёна Петровна вместе с ними замешивала тесто, и из печи торжественно достали чудесный ароматный каравай. К слову, женщины объяснили, почему это эксклюзивное мучное изделие, которое успешно презентовалось на фестивале науки, не круглое, как чаще всего встречается, а прямоугольное: в нем четыре угла, чтобы глава семьи был с домом.
Гостья из Минска отмечает: «Если среди представителей старшего поколения таких деревень как Петровичи, Мочулки и прилегающих к ним населенных пунктов преобладают лирические песни, возрождаются такие обряды и традиции как Масленица, Коляды и т. д., то в телушской стороне чаще звучат юморески, пословицы-поговорки, частушки-прибаутки. Несмотря на то, что молодежь, как правило, не слишком интересуется традициями и обычаями старины, радует, что находятся люди, которые не дают им оказаться забытыми. Как пример — действующий при сельском Доме культуры народный фольклорный ансамбль «Дубрава», бережно хранящий и передающий слушателям творческое наследие былых поколений».
К слову
Свадебный каравай со всеми обрядовыми действиями, поверьями, песнями, текстами, что сопровождали его приготовление, занимал важное место в свадебном ритуале. В XIX-нач. ХХ века каравайный обряд был характерен для всей Беларуси. К некоторым местным особенностям относились время приготовления, украшения, функции. Считалось, что от каравая могла зависеть будущая жизнь молодых. Здесь не могло быть мелочей: все вещи, люди, предметы, которые были задействованы в приготовлении каравая, имели особое значение. Поэтому быть каравайницами приглашали только близких родственников, крестных матерей и женщин с добрым честным именем. С самого начала приготовления старались делать все хорошо, чтобы каравай получился сразу, так как обычай запрещал его выпекать повторно. Например, замешивать нужно только тогда, когда выглянет солнце, считалось, что иначе у молодых будет несчастливая судьба. Тесто старались разминать, гнуть, а не месить его кулаками, как обычно, — тогда, согласно народным поверьям, в будущем муж не будет бить жену. Тесто должно быть густым, муки должно быть много, чтобы в жизни у молодых всего было в достатке.
Во время приготовления каравая звучали обрядовые песни, предназначенные для каждого очередного действия.
Инна БОГДАНОВИЧ. На фото к материалу – Алёна Павлова с караваем, который пекли в Телуше.