Комсомольская семья: единство и сплоченность
Жизненный путь Екатерины Шевко, жительницы пос. Юбилейный, — это увлекательная летопись славных дел и добрых начинаний, самыми яркими страницами которой были и остаются беспокойные комсомольские будни.
Родилась Екатерина Прокофьевна в 1948 году в деревне Люсино Ганцевичского района Брестской области. Согласно историческим сведениям, в 2009 году численность населения в ней составляла более 1500 человек. В первый класс девочка пошла в 1955 году. В школу ходила с удовольствием, училась с огромным желанием. Учителя в глубинке Полесья в те годы были уважаемыми людьми. Высокому престижу профессии в немалой степени способствовал тот факт, что с 1902 по 1904 годы в д. Люсино жил и работал учителем писатель Якуб Колас. Через год после Великой Октябрьской революции и до 1939 года население деревни находилось в Польской оккупации, однако особого притеснения сельчане не испытывали. Люди жили, трудились, вели обычный сельский уклад жизни. С начала Великой Отечественной войны по июль 1944 года деревня пережила немецкую оккупацию. Когда Красная армия разгромила гитлеровцев, освобожденные земли вошли в состав Советского Союза.
Коллективизация вводилась насильно
В 1948 году стали образовываться коллективные хозяйства. Многим крестьянам Западной Беларуси привычнее было вести хозяйство единолично, поэтому в колхоз они шли неохотно. Политика властей по отношению к единоличникам вызывала недовольство сельчан. Большевики предлагали населению вступать в колхозы на добровольной основе, но фактически людей принуждали к этому. У Прокофия Телушко, отца нашей героини, новая власть забрала землю, оставив только маленький надел площадью не более 10 соток. Дедушка и бабушка Екатерины были уже слишком старые, чтобы воевать с системой, поэтому вступили в колхоз, передали в распоряжение большевиков корову и коня. Отец, несмотря на угрозы и давление, своего согласия на вступление в колхоз не давал, однако от разорения его это не спасло. Катя была еще совсем ребенком, но помнит, как насильно у отца забирали корову, против воли хозяина выводили кормилицу со двора за какие-то налоги, которые он не платил, потому что не был членом колхоза. Семье надо было как-то выживать, поэтому Катина мама в летнее время все же выходила на работу в колхоз убирать урожай. Отец, чтобы прокормить семью, работал с принадлежащим ему конем в местном лесхозе или на железной дороге, помогал людям пахать огороды.
Единоличница
Еще до коллективизации Прокофий Телушко построил для семьи просторный светлый и красивый дом. В деревне была большая школа, но местных учителей не хватало. Когда в деревню приезжали новые педагоги, власти чаще всего распределяли их на постой в дом Телушко, не спрашивая у хозяев согласия. Катя помнит, как в отцовском доме квартировали 2 молодые учительницы. Было ей тогда 6 лет. Одна из них, учительница младших классов, еще до школы научила ребенка читать и писать. Для маленькой девочки она была словно ангел, сошедший с небес: красивая, умная, добрая. В детских мечтах Катя хотела быть такой же. Благодаря учителям-постояльцам в школу она пошла с глубокими знаниями. Единственное, что омрачало радость девочки в школьные годы, — социальный статус ее отца. Кто-то в шутку, а кто-то всерьез порой обзывал ее единоличницей. В 8-м классе Катины одноклассники готовились к вступлению в ряды молодежной организации. Девочка всей душой стремилась попасть в этот необычный союз, овеянный романтикой героических подвигов ее ровесников. Мысль о том, что ее могут не принять в комсомол из-за отца-единоличника, не давала покоя.
Вместе с комсомолом
Опасения оказались напрасны, но поволноваться все же пришлось. В апреле 1963 г. Катю вместе с другими одноклассниками привезли в райком комсомола в Ганцевичах. За массивным столом, покрытым красным сукном, сидели взрослые солидные люди. Кандидаты в комсомольцы по одному входили в кабинет и отвечали на заданные вопросы. На жизненно важный для нее экзамен Катя приехала в школьной форме, которую ей сшила мама: коричневое платьице из саржи с белым воротничком и такой же белый передник.
На все вопросы комиссии девушка отвечала уверенно и правильно. Волна трепетной радости охватила ее, когда в девичью ладонь лег комсомольский билет, а левое крылышко белого передника украсил комсомольский значок.
Студенческие годы
После восьмилетки встал вопрос о дальнейшем образовании. Куда желала поступать девушка, выросшая в деревне и всей душой любящая природу и родную землю? Конечно же, в сельхозтехникум. Вместе с двумя подружками, Соней и Катей, выбрала учебное заведение в г. Климовичи. Расстояние от Климович до Бреста более 600 км, но девушек это не испугало и не остановило. Девчат манили дальние дороги и неизведанные края. Поступили все трое, вместе так и жили в общежитии все три с половиной года.
Спустя месяц учебы, Катя единодушно своими новыми друзьями была избрана старостой группы. Несмотря на добавившуюся солидную общественную нагрузку, Катя лидировала в учебе и успешно справлялась с обязанностями старосты. Не удивительно, что энергичную и деятельную студентку избрали в комитет комсомола, когда она училась на 2 курсе. Студенческая жизнь в сельхозтехникуме была полна прекрасных событий, удивительных открытий и сверкала яркими красками. Комсомольцы под руководством старосты участвовали во всех значимых мероприятиях, проводимых в стенах сельхозтехникума. Дружной командой девчата и парни выезжали на областные смотры-конкурсы, отмечали знаменательные даты. И, конечно же, были выезды на пресловутую картошку, без которой студенческая жизнь в те годы была просто немыслима.
Распределение
После завершения учебы наша героиня по распределению прибыла в колхоз «22 съезд КПСС» Бобруйского района. Этому предшествовала следующая история. Впервые Катя попала в это хозяйство на практику вместе с подружкой Соней еще во время учебы на 3-м курсе. Проживали девушки на съемной квартире в д. Орехово. Так получилось, что заведующего фермой отстранили от работы по причине злоупотребления спиртными напитками. Надо было спасать положение. Руководство хозяйства предложило будущим зоотехникам занять пост заведующего фермой двоим на одну ставку. Молодые практикантки взялись за дело ответственно, с комсомольским задором. Девушки очень старались, скрупулезно записывали каждую цифру показателей, щепетильно вели расчеты кормов, учет молока. Для будущих специалистов практика стала хорошей проверкой их трудовых качеств. Председатель колхоза Федор Шароваров остался доволен работой студенток, а когда пришла пора окончания учебы, специально отправил в сельхозтехникум своего зоотехника Петра Кулагу, чтобы забрать Екатерину в хозяйство. У выпускницы уже было распределение в Осиповичский район, но зоотехник договорился с администрацией учебного заведения и забрал молодого специалиста в свой колхоз.
Скорее бы на работу
В марте студентам торжественно вручили дипломы и предоставили месяц отпуска. Катя вернулась в отчий дом, чтобы отдохнуть и набраться сил перед трудовой деятельностью, но долго усидеть под уютным родительским крылом не смогла. Прошла лишь половина отпуска, когда она схватила чемодан, простилась с родными, близкими и уехала. В колхозе обрадовались приезду специалиста, но были удивлены столь ранним появлением, ведь отдыхать ей предстояло еще 2 недели! А Катя уже с 1 апреля заступила на должность заведующего МТФ и с головой погрузилась в работу. Как в школе и в техникуме, так и на новом месте работы к ней сразу же потянулась молодежь. Она умела зажигать огонек в душах людей, заставляла их верить в свои возможности, пробуждала стремления к прекрасным целям. В июне на ферме появилась секретарь райкома Регина Милевская. Регина Станиславовна предложила Кате создать в своем коллективе комсомольскую ячейку. Девушка охотно приняла это предложение, и общественная жизнь в коллективе завертелась. Среди молодых доярок, телятниц и скотников оказалось немало тех, кому был по душе ритм беспокойной комсомольской жизни. Правда, как признается ныне Екатерина Прокофьевна, долго поработать на МТФ ей не довелось. В ноябре в ее жизни произошли значимые перемены: она вышла замуж за бобруйчанина Ивана Шевко. Молодой человек вместе с другом приезжал на мотоцикле в клуб в д. Орехово. В один из вечеров заприметил симпатичную стройную девушку с глазами, полными задора и вдохновения, и был очарован ею. Ухаживал и добивался ответного расположения. Спустя полгода молодые поженились. Катя переехала жить к супругу в г. Бобруйск, трудоустроилась мастером в гончарный цех, расположенный в Титовке. Никогда она не изменяла своей активной гражданской позиции. В гончарном цеху также была секретарем комсомольской ячейки и организовывала молодых людей на добрые дела. Там же в 1974 году ее приняли кандидатом в члены Коммунистической партии.
Возвращение в специальность
В гончарном цеху Екатерина Прокофьевна трудилась до 1975 года. Работа ей нравилась, но все же душа из тесного цеха рвалась на просторы полей. В 1975 году она пришла в райисполком и сказала, что хочет работать по специальности. Ее услышали, поняли, пошли навстречу и направили в совхоз Киселевичи, который с той поры стал ей родным. Совхоз предоставил семье Екатерины Прокофьевны жилой дом, и она стала трудиться зоотехником на местной ферме. Здесь, в Киселевичах, ее приняли в члены партии.
Достойные награды
За делами семейными и общественными хлопотами незаметно пролетело время — повзрослели два сына, подарили ей внуков. Она окружена заботой любящих ее родных и близких, уважением односельчан и бывших соратников по комсомольской линии. За свои заслуги Екатерина Прокофьевна награждена медалью «За трудовую доблесть», имеет множество почетных грамот, благодарностей и др. Ее имя занесено в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ.
С глубокой благодарностью вспоминает она сегодня тех, кто был рядом в пору ее бурных комсомольских и трудовых будней, помогал мудрыми советами и действенной поддержкой: секретарей райкома Владимира Константиновича Авчинкина и Регину Станиславовну Милевскую.
Валентина МИЛОХИНА. Фото автора и из архива Е.П. Шевко.
На фото к материалу – Екатерина Шевко в своем саду.