Летом в школе тоже здорово!
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – ЗДОРОВЬЕ.
В Бобруйском районе на базе ГУО «Телушский УПК детский сад-школа Бобруйского района» реализуется межведомственный информационный проект «Школа, содействующая здоровью». По сути, такая школа – это системный план действий для улучшения здоровья детей и педагогов.
В течение учебного года было предусмотрено проведение в режиме интерактива обучение навыкам здорового образа жизни на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, театрализации, конференциях, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п. Такие мероприятия предусмотрены и в летний период.
Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Коэффициент полезного действия от такого мероприятия высокий, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня ребенок научился чему-то новому или тому, что не давалось. Ребенок не готовое чужое должен переварить, а сам добыть знания. Можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, не научится. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Эту цель – показать, научить, и преследовали организаторы акции «Играй! Здоровье сохраняй!», которая прошла 26 июня для детей, находящихся на оздоровлении в школьном лагере дневного пребывания с участием специалистов УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии».
«В мире так много непознанного и интересного – и всегда есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с детьми. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет стоять на месте. Сегодня, к сожалению, нестабильная эпидобстановка внесла некоторые коррективы в программу мероприятий, но, считаем, встреча не стала менее интересной и полезной. Мы приходим к детям с положительной энергией и искренним желанием научить, учитывая возрастные особенности и познавательные процессы. Время, проведенное вместе неповторимо и для детей, и для нас, взрослых. А для нас – это еще и возможность вернуться хоть ненадолго обратно в детство, тайная тропа, так сказать, ведущая к чудесам, и это счастье!»,- говорят организаторы.
Каждой эпохе — своя специфика, но всё-таки то, что социализация современных детей происходит в компьютерном кресле, неправильно. В живом общении людей есть огромное количество нюансов, которые ЖК-дисплей не способен передать. Когда мы хлопаем ладонью по плечу в догонялках, бросаем мяч или пишем крошащимся мелом на асфальте, в мозгу задействуются такие нейронные связи, какие и не снились самой навороченной геймерской мышке. И это уж не говоря об очевидной пользе активных игр на свежем воздухе, тренировке ловкости и выносливости, закреплению в здоровом теле здорового духа и всем прочем. Поэтому организаторы постарались открыть ребятам удивительный мир подвижных игр, предложив поиграть в давно забытые дворовые игры «Резиночка», «Тише едешь, дальше будешь», «Море волнуется раз, море волнуется два..» и т.п. Это игры спортивного характера, в них содержится элемент соревнования – это и привлекает детей. А польза неоспорима – развивает вестибулярный аппарат, координацию, внимательность, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства, учит тренироваться, побеждать и достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
«С этой игрой «Резиночка» я познакомилась сегодня впервые, и мне очень понравилось. Хочется все сделать правильно, для этого нужно быть внимательной и ловкой – придется потренироваться, чтобы выигрывать», – поделилась своими впечатлениями одна из школьниц. «Обязательно куплю себе тоже резинку и будет у меня своя и всегда при себе, чтобы попрыгать можно было в любом месте. Ведь здесь минимальное количество участников игры – всего три человека, а если зацепить резинку, например, за стулья, то можно и одной поиграть, когда скучно!», – продолжила другая.
А еще сегодня в формате фотовыставки ребятам представился шанс увидеть человеческое тело таким, каким они его никогда не видели. Цветные снимки разных частей и органов человеческого тела под электронным микроскопом и фото микробов и бактерий, обитающих в человеке! Большинство из снимков показывают клетки, увеличенные в 18 тысяч раз. Под микроскопом побывали: волосы, язык, кариес, глаз, пыль, потовые железы и жир.
До появления микроскопа самое маленькое, что ученые могли увидеть, было примерно той же величины, что и человеческий волос. Но когда в 1590 году изобрели первый оптический прибор, люди с изумлением обнаружили, насколько удивительный, скрытый от человеческих глаз мир существует вокруг. Организм человека — слаженный механизм. Всё просчитано до мельчайших деталей! Каждый орган выполняет свою функцию, и всё в нашем теле взаимосвязано. Наверняка привычные процессы, происходящие в человеческом организме, для ребят открылись с новой стороны. Некоторые из них вызвали отвращение, а некоторые, наоборот, восторг…
Это замечательно, но мы подчеркнем иное: мы уверены, что запустили механизм познания у детей и дальнейшего обогащения информацией об окружающем мире. Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Игра как метод обучения выполняет несколько важных функций: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; воспитательную – психокоррекция проявлений личности через проигрывание различных ролей; развивающую – развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательную и обучающую.
Все эти функции были задействованы, когда ребята «перевоплощались» в артистов театра и кино, изображая пантомимой или в «замедленной съемке»: «рубку дров» и «прыгающего по крыше воробья», «аиста на болоте» и «сенокос», «человеческую радость» и «боль», и актуальные сегодня «правила мытья рук».
Ребята не только демонстрировали свои артистические способности, «примеряя» на себя различные роли, но и по ходу получали полезные знания по вопросам сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности. Например, «девушка на высоких каблуках и узкой юбке» – какой оптимальной высоты должен быть каблук без последствий для здоровья, чем опасно долгое хождение на высоких каблуках; «хромающий человек» – как не допустить травм дома, в школе, на дороге, какова первая помощи при травмах; «женщина с тяжелыми сумками» – о социальных ролях и гендерном равноправии и т.д. А получить свой «Оскар» (маленькие призы от организаторов) ребята могли в «неравной борьбе» на ловкость и внимательность в игре «Раз, два, три …приз немедленно бери». А разгадав кроссворд по профилактике коронавирусной инфекции все участники получили на память закладку для книг с правилами мытья рук.
Завершилась акция по многочисленным просьбам (а это наилучшая похвала для организаторов!) еще раз всеобщей игрой «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… фигура ЗДОРОВЬЯ на месте замри!». Лето в самом разгаре! Всем здоровья и до скорой встречи!
Наталья КРАВЕЦ, фельдшер-валеолог УЗ «Бобруйский зональный центр гигиены и эпидемиологии». Фото носит иллюстративный характер.