Трудный, но счастливый жизненный путь
Улыбающийся молодой человек на фотографии, сделанной в военное время, — отец Фаины Ивановны Башан, жительницы д. Вишневка. Несмотря на то, что изображение изрядно потрепало время, на груди солдата виден орден Красной Звезды, который был вручен ему за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга.
— Здесь ему 22-23 года. Фотография сделана под Орлом в 1942 году. Там он лечился после ранения в одном из госпиталей. В бою под Орлом получил «звезду». Эта одна из самых дорогих мне отцовских фотографий. Таким он мне и запомнился. Даже спустя годы почти не изменился — оставался веселым, худощавым, подвижным. Большой любитель петь и почти всегда с доброй улыбкой на лице.
На фронт!
Как рассказала Фаина Ивановна, родом Иван Арсентьевич Гупало из Гадячского района Полтавской области. Детство его прошло в украинском селе Великие Будища, в многодетной семье, где, кроме него, было еще 3 сестры и 6 братьев. Рано приобщился к нелегкому крестьянскому труду, рос ответственным и целеустремленным. В 1941 году мирную жизнь Ивана и его соотечественников всколыхнуло известие о войне с фашистской Германией, вероломно напавшей на Советский Союз. Гитлеровские войска уверенно наступали. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Потребовались неимоверные усилия, чтобы сдерживать натиск фашистов. Иван и другие молодые парни из села были направлены в соседний Казахстан. Там, вблизи г. Костанай, в степях они работали на уборке урожая зерновых. Труд на земле был важен для обеспечения армии продовольствием, но молодым парням хотелось защищать Родину с оружием в руках. Неоднократно они обращались к руководству с просьбой о направлении на фронт, но их не отпускали. Тогда Иван и еще около 20 его товарищей приняли решение бежать на фронт. В 1942 году им это удалось. Подобрав удобный момент, ребята добрались до Костаная. На железнодорожной станции в тот день формировался эшелон. Ребята просто подошли к группе людей в военной форме и сказали, что хотят на фронт. Их взяли без лишних слов. В пути Иван Гупало узнал, что попал в артиллерийские войска. В ту пору ему шел 21-й год.
Смерть, идущая рядом
С боями советские воины шли сначала по России, мужественно сражаясь с захватчиками. В битве под Орлом Иван получил первое ранение. После лечения в госпитале продолжил службу в своей части. За стойкость и героизм был отмечен орденом Красной Звезды. Второй орден Красной Звезды нашел героя в боях за Кенигсберг. В пекле боевых сражений Иван был ранен в голову. В кровопролитном бою, когда повсюду рвутся вражеские снаряды, а среди окровавленных тел невозможно отличить живых от мертвых, нет времени думать об осторожности. Артиллерийский тягач, предназначенный для транспортировки пушки, во время маневра переехал лежащему без сознания Ивану ноги. Так в этом бою смерть дважды заносила над головой солдата свою беспощадную косу, но ниточку молодой жизни оборвать ей не удалось. Наперекор всему Иван после той страшной битвы выжил. Ранения основательно подорвали его здоровье. Ноги удалось спасти, но ходил он уже с трудом. К тому же боец частично потерял зрение. Несмотря на такие серьезные последствия, Иван Гупало после череды госпиталей продолжал оставаться в строю. Ходить в атаки на врага, как прежде, он уже не мог, но нашел применение своим силам и возможностям в подсобном хозяйстве той же воинской части, где служил ранее.
Любовь и счастливые послевоенные годы
Вместе с друзьями-однополчанами прошел немало фронтовых дорог, участвовал в освобождении Восточной Пруссии. Когда была освобождена Беларусь, воинскую часть Ивана зимой 1944-1945 годов перевели в Бобруйск. Вражеские войска отступали, но ожесточенные бои все еще продолжались. Воинская подсобная часть, где служил Иван, дислоцировалась в д. Селиба. Здесь он познакомился с девушкой по имени Полина, которая с первых же дней запала ему в душу. Она работала санитаркой в местном госпитале, была отзывчивой и открытой, умела расположить к себе добрым словом. Иван знал, что за внешней веселостью и оптимизмом она прячет в своей душе глубокую скорбь о погибшем муже-летчике. Ивану доводилось иногда бывать в доме, где проживала Полина со своим маленьким сыном и другими работницами госпиталя. Сказать о своих чувствах к ней долго не решался, понимая, что он, по сути, инвалид, и ей не пара. Сейчас уже никто не может дать ответа на вопрос, что же все-таки подтолкнуло его на отчаянный поступок, пробудивший ответные чувства красавицы. А произошло следующее. Однажды Иван пришел в дом к Полине с автоматом. Сразу с порога без предисловий спросил: «Полина, замуж за меня пойдешь?». Гордая красавица ответила полушутя: «Зачем мне за тебя замуж? Мало ли других хлопцев вокруг?». Иван был готов к такому ответу. Не думая ни минуты, вскинул автомат и выпустил всю обойму в подполье под печь. Женщины, находящиеся в это время в доме, испуганно запричитали, стали ругать его. А Иван невозмутимо ответил: «Я знаю, куда стреляю». Как можно было отказать такому горячему и пылкому жениху? Вскоре после пережитого легкого стресса Полина весело посмеялась над выходкой молчаливого ухажера и дала согласие на такое его необычное предложение руки и сердца. По осени, в сентябре, молодые сыграли свадьбу. Дальнейшая семейная жизнь в первые послевоенные годы была непростой, но в семье всегда царили любовь и взаимоуважение.
Иван работал в пос. Туголица на торфопредприятии. Почти слепому человеку с больными ногами приходилось преодолевать большие расстояния, но надо было кормить семерых деток, поэтому о здоровье Иван не думал. Выручали многодетную семью его золотые руки, которыми он мог ремонтировать технику и выполнять другие работы. Жить стало легче, когда Иван начал работать в Бобруйске в обществе слепых. Там ему к зарплате давали муку, крупы. Дети провожали отца на остановку, сажали на автобус, дальше он ехал сам. Постукивая тросточкой, нащупывал правильную дорогу до места работы. А вечером дети забирали отца, когда возвращались со школы.
Государство давало семье Ивана квартиру в Бобруйске, но Полина отказалась от городского жилья, потому что на селе хорошим подспорьем был огород, он не давал пропасть от голода. Несколько лет назад Иван Арсентьевич ушел из жизни, пройдя сложный, но по большому счету счастливый жизненный путь рядом с любимой женой и детьми, в окружении близких людей. Многочисленные боевые награды и фотографии в семейном альбоме — дорогие реликвии, которые дети бережно хранят.
Валентина МИЛОХИНА. Фото автора и из семейного архива.
(На фото к материалу – Иван Гупало (в центре) в кругу семьи).