Без крыши дома своего: защитное предписание для семейного агрессора
«Муж моей приятельницы, будучи в нетрезвом состоянии, нередко угрожает ей, начинает распускать руки, на детей кричит. Порой она вынуждена уходить из дома. Говорят, что недавно появился документ, в соответствии с которым семейного дебошира можно на время выселить. Каким образом это можно сделать и куда отправляют людей, терпеть оскорбления и рукоприкладство которых невозможно? Мария Степановна, пос. Глуша».
Вот что ответил по этому поводу заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики Бобруйского РОВД Сергей Михайлович Смоляков:
— В 2014 году, согласно Закону РБ «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», внедрен новый механизм воздействия на домашних тиранов — так называемое защитное предписание. В соответствии с этим документом семейный агрессор может быть изолирован из семьи на срок от 3 до 30 суток. Сколько времени придется провести виновному вне семьи, зависит от конкретной ситуации. Кто-то просит для семейного тирана максимальный срок, а кто-то, начиная жалеть, говорит, что достаточно и недели. Защитное предписание выносится с письменного согласия потерпевшей стороны после того, когда гражданин, совершивший в первый раз насилие в семье, не выполнил постановление суда, вынесенное ему в виде официального предупреждения с наложением административного взыскания. Случается, что порой на такую меру приходится идти и без согласия пострадавшего. К примеру, если жертва вынуждена мириться со своим обидчиком по причине того, что находится от него в материальной или еще какой-либо зависимости. Тогда это решение согласовывается с прокурором Бобруйского района.
К слову
В 2019 году на Бобруйщине принято 24 защитных предписания. По отношению к трем сельчанам такая мера применялась дважды. К административной ответственности по факту семейных скандалов в соответствии со ст. 9.1 ч. 2 КоАП привлечен 281 житель района. Пик обращений по этому поводу в райотдел милиции приходится на пятницу, субботу и праздничные дни.
Защитное предписание — это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничения на совершение определенных действий. Как то — беспокоить родственников, посещать местонахождение своей жертвы, пытаться выяснять местопребывание того, кто пострадал от его действий, общаться с ним по телефону, связываться по интернету, а также распоряжаться совместной собственностью.
Когда виновники семейных неурядиц ставятся перед фактом, что вход в его жилище воспрещен до окончания действия предписания, многие возмущаются, мол, как можно выгнать хозяина из дома. Но во многих случаях временное выселение действует на особо бойких товарищей отрезвляюще, и они пробуют наладить отношения с супругами либо с пожилыми родителями. Хотя некоторые граждане серьезность вынесенного запрета не воспринимают и пытаются вернуться домой, за что им грозит арест или штраф.
В основном выдворенные за дверь граждане находят временный приют у родных и друзей. Если же пойти некуда, для них есть специально выделенное помещение с платным проживанием.
К слову
Бобруйский районный Центр соцобслуживания населения, наряду с предоставлением временного приюта, может предложить жертве насилия и ее близким психологическую помощь. Оказать содействие в получении и оформлении всех видов льгот и гарантий, предусмотренных законодательством, восстановлении необходимых документов. Оказать консультационно-информационную, социально-правовую помощь. Все услуги бесплатны.
Как показывает практика, не все из тех, кто сталкивается с домашним насилием, готовы воспользоваться этой мерой и просят, чтобы их мучителей участковый инспектор просто припугнул. Но встряска в виде защитного предписания — средство гораздо более эффективное.
До выхода в свет этой меры воздействия на тиранов жертвы домашнего насилия — а это, как правило, женщины, нередко с детьми — вынуждены были сами искать временное убежище, пережидая бурю у близких-знакомых или в кризисной комнате социального центра. Но благодаря защитному предписанию появилась альтернатива, написав заявление в милицию и дав делу ход, остаться дома.