Бдительность проявить, чтоб мошенничество предупредить
Время от времени в милицию поступают тревожные звонки сельчан, к которым наведываются люди, представляющиеся работниками коммунальных служб. Гости сообщают жителям района об авариях из-за утечки газа, неисправной электропроводки, чтобы проникнуть в дом. Последние полгода так называемые электрики и газовщики, которые в результате оказываются не чистыми на руку гражданами, заметно активизировались.
Порой такие псевдокоммунальщики пытаются всучить жителям Бобруйщины, чаще всего пожилым и престарелым, какое-нибудь «очень необходимое» оборудование или предлагают некие сомнительные электротехнические услуги. Озвучивают за это суммы, значительно превышающие те, что значатся в прайсах соответствующих предприятий. Порой они устрашают хозяев домовладений, убеждая их в том, к примеру, что проводка настолько слаба, что вот-вот загорится, или оповестят о штрафе за неустановку предлагаемых ими датчиков газа. Словом, стараются нечестным путем залезть в кошелек сельчан.
Большинство из нас знают о лжекоммунальщиках если не из личного опыта, то от знакомых или из средств массовой информации. Но, как отмечает начальник милиции общественной безопасности Бобруйского РОВД Рустам Хамдамов, проблема продолжает существовать. В минувшем году, в сравнении с предыдущим, активность такого рода граждан возросла в разы.
Как-то в дежурную часть райотдела милиции позвонил родственник жительницы Дойничево, который сообщил о том, что его тете накануне установили два датчика газа, которые документально оформили как «сигнализаторы загазованности». Монтажники оборудования рассказали пожилой женщине, что на Бобруйщине «участились случаи утечки газа» и буквально всучили ей датчик, за который она выложила 149 рублей. Хотя, как оказалось, такой агрегат китайских производителей можно приобрести на несколько порядков дешевле.
Еще об одних подозрительных специалистах правоохранителям сообщил 81-летний житель Стасевки. Мол, приехавшие на «Жигулях» мужчина и женщина только что заменили в электросчетчике его соседа детали, за которые тот отдал 68 рублей. А потом, прикрывая свои лица, быстро сели в машину и удалились.
Подполковник Хамдамов отмечает: проблема в том, что некоторые псевдокоммунальщики работают легально, имеют разрешение на свою деятельность. Вот только вовсе не обязательные услуги они представляют клиентам как необходимые, а цены на них, равно как и на товары-оборудование, непомерно завышены. И доказать это не всегда просто. Потому нужно стараться в таких случаях проявлять бдительность.
В первом случае, имевшем место в Дойничево, граждане отправились в офис фирмы-установщика, вернули им приборы и потребовали взамен деньги. Но, имея на руках договор с пунктом об отсутствии претензий со стороны клиента, подписанный ими же, они могли бы ничего и не получить. Тогда пришлось бы решать дело в суде.
А чтобы предупредить возможные инциденты, нужно поступить как жительница деревни Брожа, которая рассказала милиционерам, что проверила звонок, поступивший на ее телефон якобы от представительницы электросетей, о том, что ее электросчетчик требует проверки. Как показал звонок самой сельчанки в организацию, никакой заявки на адрес ее проживания не было.
При визите представившегося работником коммунальной организации человека надо обратить внимание, одет ли тот в спецодежду, есть ли у него соответствующий документ. Позвонить в службу, обслуживающую ваш район, и уточнить, запланированы ли у вас проверки. В противном случае вы имеете полное право захлопнуть дверь. И — на всякий случай — сообщите об этом факте в милицию.
Инна АПРЕЛЬСКАЯ.