Память огня не боится
На фотографии пятеро бойцов Советской Армии за небольшим круглым столом поднимают тост за Победу. Вместе с ними с улыбкой смотрит в камеру молодая девушка, предположительно, немка. Множество мелких царапинок, изломы, рыжие пятна — такие отметины оставило на фотоснимке безжалостное, не ведающее компромиссов время. Вместе с другими фотографиями, сделанными в мирное время, этот фотоснимок бережно хранится в семейном фотоальбоме супругов Березовских, Марии Петровны и Эдуарда Болеславовича, жителей д. Осово.
— Фотография сделана в Берлине, в 1945 году. Второй солдат слева — мой отец, Петр Андреевич Роскач. Родился он в 1923 году в д. Подлипки Брожского сельсовета, — рассказывает Мария Петровна. Петр Роскач окончил 9 классов Брожской школы, когда фашистская Германия вероломно напала на мирный советский народ. С первых дней войны Подлипки были оккупированы гитлеровцами. Молодые мужчины, которые по каким-то причинам не успели попасть на фронт, ушли в партизаны. Старики, женщины и дети тоже не сидели сложа руки и, как могли, помогали партизанам. От предателей оккупантам стало известно об этом — и деревню подожгли. Немцы гнали местных жителей к высокой старой липе на окраине. В эти страшные минуты, не зная ничего о замыслах фашистов, Петр спрятался под печь. Парню шел 18-й год. Деревенские дома полыхали ярким пламенем, занимаясь один за другим. Сгрудившиеся под ветвями липы сельчане со страхом и болью наблюдали за тем, как огонь безжалостно уничтожает их небогатые пожитки. Немцы стояли вокруг пылающих домов с пулеметами, высматривая прячущихся партизан. Каким-то чудом Петр сумел под дымовой завесой проскользнуть мимо немцев и убежать в лес. Сельчане, оставшиеся без крова, тоже стали уходить в спасительные лесные чащи.
И все же оккупантам недолго оставалось бесчинствовать на белорусской земле. Советские войска вели масштабные наступательные операции, в результате которых летом 1944 года фашисты покинули захваченные территории. После освобождения Бобруйщины Петр Роскач стал бойцом Советской Армии. Беспощадно боролся с врагом в составе стрелковой части, где он был пулеметчиком. С боями дошел до Германии. При форсировании реки Одер получил ранение. Когда выздоровел, продолжил службу в разведке. За боевые заслуги был отмечен медалями и другими наградами. После капитуляции Германии продолжал нести службу в Запорожье и лишь в 1947 году демобилизовался.
— Отец рассказывал, что немцы разные ему встречались в Германии, — продолжает свои воспоминания Мария Петровна. — Из числа местного населения много было таких, кто искренне радовался свержению гитлеровского режима. На этой фотографии видно, как хозяйка дома радушно встретила советских воинов. Многие немцы приглашали к себе солдат, угощали, чем могли.
После войны отец мечтал уехать в Москву. Там жили его братья. Сам он хорошо учился в школе и хотел дальше продолжить учебу. Но на родине оставались родители, потерявшие в пожаре все, что было нажито тяжелым крестьянским трудом. Они сказали: «Сынок, куда же ты нас бросаешь? кто нас будет смотреть?». Родной брат Петра погиб на войне, без отца остались четверо малых деток. Их тоже надо было кому-то поднимать. Так и остался Петр Андреевич в родных краях. Женился на девушке Алесе из соседней деревни. Пятерых детей своих поднял. Работал лесником, затем на торфопредприятии.
Вдоволь порадоваться мирному труду не дали ему фронтовые ранения и пережитые невзгоды. Ушел из жизни Петр Андреевич довольно молодым, в 58-летнем возрасте. Фотографий военной поры у фронтовика было больше, да настигло его семью большая беда. В 1975 году от грозы сгорел дом, построенный после войны. Общими усилиями справились и с этим горем. Единственное, о чем очень сожалеет Мария Петровна, — в огне погибли многие документы, награды и грамоты отца, имеющие сегодня большую историческую ценность. Но всегда жива память о близком и дорогом человеке, которой никакой огонь не страшен.
Валентина МИЛОХИНА.