Афганец Немцов: «Правило на войне одно: если ты не выстрелишь, выстрелят в тебя»
Иван Иванович Немцов — уроженец д. Королева Слобода Светлогорского района. Родился в 1953 году в многодетной семье. Из семерых детей был старшим. После 8 классов поступил в строительное училище в Бобруйске, где получил профессию «каменщик». До армии в течение года успел потрудиться на стройках города. Попутно освоил профессию плотника-бетонщика. В октябре 1971 года молодой человек получил повестку из военкомата. Служить ему довелось на военном объекте в Кировоградской области в Украине. Демобилизовавшись, вернулся в родные края, женился, продолжил работать на стройках Бобруйска. Трудился, заботился о семье, в свободное время занимался спортом, но в душе понимал, что хочется более серьезного дела.
Ивану всегда нравилась военная служба, и, посоветовавшись с женой, он решился на перемены. В военкомате ему предложили ехать на полгода в г. Хабаровск на учебу в школу прапорщиков. Пройдя обучение, Иван вместе с женой и маленьким сыном прибыл в поселок Смоляниново, расположенный неподалеку от Владивостока. Там стояла дивизия. Иван Немцов был старшиной роты, а затем и командиром взвода. Через 5 лет он продолжил службу на Сахалине и прообыл там еще 3 года.
В эту пору набирал обороты международный вооруженный конфликт в Республике Афганистан. Ивану Немцову, как опытному кадровому военному, было предложено отправиться в эту горячую точку планеты. Осенью 1987 года он впервые ступил на афганскую землю. В противотанковом дивизионе, дислоцировавшимся рядом с Джелалабадом, был старшиной роты. Несмотря на имеющийся опыт, приходилось учиться выживать в чужой стране, как и молодым солдатам. Чтоб обеспечить в бою взаимозаменяемость, надо уметь стрелять из гранатомета, пулемета, уметь маскироваться, находить мины. Первое время он не знал этих тонкостей, понимание пришло с опытом.
— Правило на войне одно: если ты не выстрелишь, выстрелят в тебя, поэтому времени на раздумья не было, срабатывал инстинкт самосохранения, — вспоминает Иван Иванович. — Душманы часто ставили мины и хорошо их маскировали, это их обычная тактика. Помню, иду как-то по дороге, вижу: передо мной на пути какая-то пустая ржавая банка валяется. Хотел ее ногой пнуть, чтоб ходить не мешала. Только ногу занес, тут меня командир взвода схватил за воротник, оттащил, обругал за такую беспечность. И объяснил, что к чему. И все же многим не удавалось уберечься — подрывались ребята. Оставались потом калеками, если удавалось выжить. Как-то на нашем участке, который мы охраняли, при обстреле лейтенанту обе ноги оторвало выстрелом с гранатомета. Ему оказывают первую помощь, а он кричит: «Да застрелите вы меня!». Понятно, молодой парень. Еще и не жил толком, а уже калекой стал.
В афганской войне погибли 739 белорусов, 13 до сих пор числятся без вести пропавшими. 6 ребят — жителей Бобруйского района — погибли, двое вернулись инвалидами. Мы не должны забывать имена героев, проливших свою кровь на горячую землю Афганистана, героев, навечно оставшихся молодыми. Это Белоушко Юрий, Козлов Виталий, Курильчик Александр, Никитко Анатолий, Попов Александр и Прокопчик Иван.
Рота, где служил Иван Иванович, охраняла участок дороги протяженностью 3 км неподалеку от Панджерского ущелья. Вдоль дорог стояли крепости, там была основная база советских войск. Вокруг в горах рассредоточены выносные посты. Спускаясь с постов, солдаты брали продукты и снова шли в горы, сидели там по неделям. Часто не хватало воды. Солдаты собирали ее в горах среди камней, обеззараживали таблетками. Доводилось советским воинам бывать и в кишлаках, но без особого желания. Каждый боец понимал, что в чужой стране в военное время много недружественных лиц. Сами кишлаки доверия не вызывали. Откуда угодно могли начать палить. Строения плотно жмутся друг к дружке. Впечатление, когда видишь первый раз, — дома, словно ласточкины гнезда. Кругляши, замазанные глиной и сверху облепленные соломой. Внутрь зайдешь — в одном углу лежат какие-то тряпки, где сидят люди, тут же рядом находятся козы. Поэтому, как вспоминает Иван Иванович, так и шли по кишлаку — патрон в патроннике, палец на спусковом крючке. Тем не менее, бойцы с местными жителями ладили. Особенно охотно шли на контакт торговцы из местных лавочек — дунканов. Стоило лишь солдату появиться вблизи, и тут же выходят торговцы, улыбаются, за руки тянут: «Давай, шурави, заходи, покупай, все есть!». Так и велась эта война. Кто из афганцев друг, а кто враг — не поймешь. Не было формы у них и никаких знаков отличия. Бандит ружье бросил — и все, он уже не бандит. Досаждали еще бойцов из Союза мухи, грязь. Ночью бесчинствовали тарантулы. Из-за отсутствия нормальных бытовых условий желтухой переболели немало солдат. Иван Иванович дважды переболел малярией. Свой воинский долг Иван Немцов выполнял на протяжении 2 лет и 3 месяцев. Он уже, согласно контракту, должен был вернуться на родину, но командование задержало его на 3 месяца в связи с выводом войск — необходимо было обеспечить их безопасность. Дивизион, где служил Немцов, развернули, и три батареи рассредоточили по степи. Они прикрывали тыл, чтобы дать возможность вывести войска организованно, без потерь. Лишь ступив на родную землю, Иван Иванович почувствовал облегчение. Вернулся в Бобруйск, забрал из Сахалина свою семью, поселился в военном городке в Киселевичах. Несколько лет еще после этого служил старшиной саперной роты. Сейчас он на заслуженном отдыхе. Давно повзрослели сыновья, подрастают 4 внуков.
В доме бывшего воина-интернационалиста бережно хранится грамота Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан», медаль «За боевые заслуги» и орден «Красная звезда», а также наручные часы, которые ему вручил Министр обороны СССР за образцовое выполнение воинского долга.
Валентина МИЛОХИНА. Фото автора.
В Беларуси теперь есть юбилейная медаль «30 лет вывода советских войск из Афганистана». Соответствующий указ Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 16 октября 2018 г.