Лес защищая от недугов и непорядочных людей
Эта профессия в лесном хозяйстве — одна из самых престижных и востребованных. И хотя инженер по охране и защите леса Бобруйского лесхоза — человек молодой и в эту сферу деятельности пришел недавно, руководство ГЛХУ заверяет, что работник он надежный, перспективный, ответственный, способный принимать оперативные, нестандартные решения. Пообщавшись с Богданом Савченко, мы убедились, что этот специалист-лесовод — на своем месте.
Богдан признается: если бы в юном возрасте ему сказали, что он будет трудиться в лесной отрасли, не поверил бы. С детства об этом не мечтал. 24-летний уроженец Мстиславля, который в 2000 году с мамой, Галиной Николаевной, переехал в Бобруйск, где жили практически все родственники, был «хорошистом», любил точные науки и зарубежную литературу. Заканчивая 12-ю Бобруйскую школу, открыл справочник абитуриента. Долистал до страницы, где значился Белорусский государственный технологический университет. Специальность — «лесное хозяйство», специализация — «лесоведение и лесоводство». И решил — так тому и быть.
— Хотя базовые знания «лесной азбуки» освоил задолго до этого, — рассказывает молодой инженер. — С малых лет знал: если в лесу потерялся, не на мох надо смотреть, а на квартальные столбы. Номера показывают на убывание — значит, движешься на север. Если дело к вечеру — надо разжечь огонь. Животные первыми не станут к человеку подходить, чувствуя его дух. Гадюка на пути встретилась — обойди. Клещей надо против часовой стрелки вытаскивать…
Богдан Савченко главным плюсом профессии считает разнообразие, возможность совмещать работу на природе и в кабинете.
— По окончании вуза был вариант отправиться в Беловежскую пущу помощником лесничего, но, немного подумав, я отказался. Одна из причин — специфика работы. Это природоохранный объект, один из 4-х национальных парков Беларуси, деятельность которого направлена преимущественно на охрану лесов. А в лесхозах всего поровну — и промышленной, и лесовосстановительной работы. Все как-то более бойко, динамично. Обратившись к руководителю Бобруйского лесхоза, где в течение трех месяцев проходил практику, получил распределение в эту организацию. Так после защиты диплома в апреле 2016 года стал помощником лесничего Глушанского лесничества. А в декабре минувшего года вступил в нынешнюю должность.
Богдан Михайлович вспоминает, как старшие коллеги познакомили с вверенным участком, помогли освоиться, стать полноценной частью коллектива, научиться качественно выполнять эту интересную работу, в процессе которой приходится решать широкий круг стоящих перед лесным хозяйством задач. Первые наставники — лесничие Дмитрий Викторович Подгруша и Александр Михайлович Гаврилов. Впоследствии — директор ГЛХУ «Бобруйский лесхоз» Андрей Николаевич Цвирко, главный лесничий Вадим Владимирович Станько и другие сотрудники учреждения с богатым стажем.
— Работа у нас всесезонная, цикличная: пока с каждой операцией лично не столкнешься, практического опыта не получишь, — рассуждает лесовод. — Применение теории на практике, трудности с документооборотом… К тому же, инженерная деятельность требует детального знания законодательства. Потому не Ремарк на столе сейчас и не Хемингуэй, а все больше — Лесной кодекс, который с января 2017 года претерпел кардинальные изменения.
Специалист по защите леса с болью говорит о стихийных бедствиях, в частности, об урагане 2016 года, который натворил много бед в лесах. Душа болит за погибшие насаждения, которые безжалостно губит короед-типограф. Ведь чтобы рационально использовать освободившуюся площадь, надо провести грандиозную работу — приступить к созданию нового леса.
Богдан Савченко со своей молодой супругой Ксенией, которая, кстати, тоже работает в лесхозе, живет в Глуше, в одном доме с заслуженным лесоводом Беларуси Владимиром Евгеньевичем Белашем. В город молодая пара пока перебираться не собирается.
Они познакомились во время учебы. У Ксении, кстати, имеется опыт работы лесником, потому у супругов всегда есть что обсудить.
Инженер по охране и защите леса Богдан Савченко с удовольствием рассказывает о новомодных цифровых устройствах — фотоловушках и дроне, которые появились в лесхозе в последние годы, а также о камерах, работающих на пожарно-наблюдательных вышках. Эти аппараты здорово помогают в проведении мониторинга состояния лесов. Иногда в объектив попадают мигрирующие животные. Главное же назначение такого рода устройств — выявлять незаконных рубщиков, мусорщиков и прочих недобропорядочных граждан, которые никак не хотят признавать, что лес — это легкие нашего зеленого края, воистину богатство страны, которое нужно всячески оберегать и защищать.
Инна БОГДАНОВИЧ. Фото Геннадия БАГДОНАСА.