Об этом тяжело вспоминать
Известие о нападении фашистской Германии застало Николая Раковича в 12-летнем возрасте. Родился он вд. Подъясенка Сычковского сельсовета. В семье был старшим из четверых детей. С первых дней войны мужчины из деревни ушли на фронт, а отца Николая отправили на железную дорогу в г. Бобруйск работать в депо.
— Хорошо помню, как в деревне появились первые немцы, — рассказывает Николай Николаевич. — Проезжали по сельской улице на грузовой машине, раскидывали пакеты с конфетами. Видимо, пытались задобрить детей, приручить их. А потом стали вести себя нагло. Скот совхозный сразу забрали с фермы. Дойное стадо загнали на мясокомбинат. С частных подворий уводили всю живность. Нас, подростков, немцы сгоняли на работы в Мирадино — там мы пилили лес на шпалы. Трудились по 10 часов в сутки. Кормили плохо, давали мясо павшей скотины с запахом и червями. Если немцам казалось, что кто-то плохо работает, били нагайкой.
С первых дней войны я стал свидетелем воздушного боя. Мы как раз только с работы пришли, мама в сенцах блины пекла. Тут слышим над головами сильный гул. Выскочили из дома, смотрим в небо, а там самолет летит и полыхает ярким пламенем. Осветил всю округу. Летел он от начала деревни и, видимо, старался держать высоту, но упал на какое-то строение. Дом загорелся мгновенно, крыша-то соломенная. Два летчика сразу погибли, а один остался жив. Его подобрала папина сестра, Елена Антоновна Голуб. Прятала летчика трое суток у себя на чердаке, кормила. Мама моя очень сильно переживала. Ее младший брат Иван тоже был летчиком. Прошел финскую войну, и ушел на фронт воевать с фашистами. Мама все плакала и приговаривала: «Где-то, наверное, и моего братика такая участь постигла». Потом этот летчик у нас больше недели жил на чердаке. Мама готовила ему еду, а я относил.
Еще один уцелевший воин — его танк был подбит в районе д. Бояры — недели две жил у одной нашей односельчанки Зои Адамович.
Когда пришла Красная Армия, помню, с какой радостью мы ее встречали. Бегали на шоссе напротив д. Токари, дети и взрослые, выносили солдатам покушать, делились, чем могли.
После войны, в 1945 году, ходил в семилетку в д. Дуриничи, — продолжил свой рассказ Николай Николаевич. — Потом поехал учиться в г. Щучин Гродненской области, поступил в зооветеринарный техникум. После окончания учебы направили меня на работу зооветеринаром в Паричи. Затем была служба в армии, проходил ее на Северном флоте. Служил 5 лет.
После демобилизации вернулся в Бобруйский район. Стране нужны были грамотные специалисты, поэтому приходилось много учиться. Я закончил школу кадров и спецподготовку руководящих работников при институте механизации в Минске. Потом меня направили в совхоз «Заря» Солигорского района, где я был директором. Время было очень тяжелое. Не было электроэнергии, не хватало кадров, условия труда очень плохие. Но старались и добивались успехов. Особенно совхоз отличился в свиноводчестве, у нас были хорошие привесы. За свою работу в те годы я был отмечен орденом «Знак почета» и медалью «Ветеран труда».
Сейчас даже вспоминать тяжело о том, что пришлось пережить моим ровесникам в военные годы. И все же помнить надо, чтобы никогда больше не допускать подобных трагедий.
Валентина МИЛОХИНА. Фото автора.