Блокадный Ленинград до сих пор болит в душе
Ветеран Великой Отечественной войны, один из тех, на чью долю выпало военное лихолетье, Ераст Андреевич Иванов — старожил деревни Лекерта. Здесь он родился и вырос, здесь жили его предки.
Отец Андрей Харитонович Иванов участвовал в 1-й мировой и Гражданской войнах, имел два Георгиевских креста, служил в царской армии, был разведчиком. «После войны отец работал бригадиром в колхозе, возглавлял местную старообрядческую общину, прожил 106 лет», — рассказывает Ераст Иванов.
Сам он в начале сороковых уехал в Ленинград учиться в железнодорожном училище. Радужные надежды на освоение профессии мечты оборвала война. Он пережил тяжелейшую блокаду. «Без слез не расскажешь. Голод был страшный. Еды не было, карточек тоже», — скупо рассказывает ветеран, только в глазах читается немая боль — слишком тяжелы воспоминания. После блокады он работал на военном заводе, стоял на сборке автоматов Калашникова — за сутки через его руки проходило более 3 000 единиц оружия. А потом Ераст Андреевич заболел туберкулезом — подорванное здоровье за годы блокады дало знать о себе. Пролечился в больнице. После выписки попал на завод, где собирали боевую технику, снаряды. И Ераст Иванов простоял на сборке «катюш» до конца войны. А потом вернулся в родную деревню. Связей с родными на протяжении военных лет он не имел, поэтому очень обрадовался, когда узнал, что все живы.
Начались мирные будни. После войны работал шофером, построил дом, женился. По воспоминаниям Григория, сына Ераста Андреевича, отец всегда покупал много хлеба: «Сам наголодался за годы войны и старался, чтобы мы всегда были сытые». Ветеран без дела не сидит, очень активный: работает на огороде, держит курочек. Во дворе у себя он сделал некое подобие поп-арта — украсил территорию различными покрышками, старыми моторами, покрасил их, получилось довольно креативно.
Сегодня Ераст Андреевич богат не только годами — в этом году ему исполнилось 93 года — у него большая семья: три дочери, два сына, внуки и правнуки.
Людмила ЛЮБИМЦЕВА.