«Бобруйский котел»: документы, факты, загадки истории. Часть 6. «Иду на таран!»
(Продолжение. См. начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5)
Cпецпроект районной газеты, посвященный наступательной операции советских войск в июне 1944 года.
«Иду на таран!»
Высокие темпы Бобруйской наступательной операции в первые дни были достигнуты главным образом за счет смелых и решительных действий советских танкистов, их беспредельного мужества и героизма. Особой главы достоин подвиг членов экипажа танка Т-34, совершивших 25 июня на ст. Черные Броды первый в мире танковый таран бронепоезда.
Скупые строки сводки Совинформбюро от 25 июня 1944 года сообщали, что советские войска в этот день освободили населенный пункт Черные Броды, перерезав тем самым железнодорожное сообщение между Бобруйском и Лунинцом. Между тем события на этом участке фронта развивались весьма драматично.
После того как в первый же день наступления советские войска прорвали оборону противника юго-западнее населенного пункта Паричи и в образовавшуюся брешь устремились танки 1-го гвардейского танкового корпуса, была поставлена задача захватить населенный пункт и железнодорожную станцию Черные Броды. Необходимо было лишить противника возможности железнодорожного сообщения с Бобруйском, который наши войска постепенно охватывали в «клещи».
Понимая всю важность этого узла для военного снабжения бобруйского гарнизона, противник не собирался сдавать свои позиции. На подступах к станции танковый прорыв наших войск был встречен огнем из орудий бранепоезда, прикрывавшим железную дорогу на Бобруйск, на которой располагались основные склады левого крыла всей 9-ой немецкой полевой армии.
Одним из первых прорвался к станции танк Т-34 из состава 15 гвардейской танковой бригады под командованием 22-летнего лейтенанта Дмитрия Комарова. Боевая машина загорелась после прямого попадания вражеского снаряда из бронепоезда. И тогда командир танка отдал приказ механику-водителю Михаилу Бухтуеву идти на таран железнодорожного бронированного состава.
Точной информации о том, как танку удалось протаранить бронепоезд, нет. Известно лишь, что повреждения получила последняя бронеплощадка уходящего состава, в результате чего он сошел с рельс.
Командиром башни танка был Николай Дзюба, заряжающим — Василий Будник. Следствием тарана стало то, что они, как и механик-водитель Михаил Бухтуев, погибли. А вот Дмитрий Комаров вылетел от сильного удара наружу. Лейтенант попал в плен, из которого впоследствии бежал. По другой информации, 22-летний командир, отстреливаясь от врага из пистолета, скрылся в лесу, расположенном рядом со станцией, и там от потери крови потерял сознание. Командира танка на седьмые сутки нашли и подобрали в лесу советские разведчики…
В тот же день Черные Броды были освобождены. Продолжая наступление на север, советские войска отбили станцию Брожа, на которой стоял поезд с детьми, готовящийся к отправке в Германию. Нашим войскам удалось с ходу взять станцию, в результате чего были освобождены более 700 детей.
Позже лейтенанта Комарова представили к званию Героя Советского Союза, но награду он так и не получил. В боях на Наревском плацдарме (Польша) лейтенант погиб в бою.
Механик-водитель из горящего танка — Михаил Бухтуев также был представлен к званию Героя Советского Союза (посмертно).
В наши дни на месте подвига танкистов установлен памятный обелиск (на фото). Рядом, около платформы Черные Броды, на монументе установлен танк Т-34.
Подготовил Алесь КРАСАВИН.