Вугар Садыгов: «Всегда пропагандирую Беларусь и Бобруйщину»

В юности этот человек не мог и предположить, что довольно скоро его жизнь кардинально изменится. Уроженец азербайджанского Сумгаита стал не только преуспевающим бизнесменом-меценатом, но и гражданином Беларуси, который считает бобруйский регион своим вторым домом. В разговоре с нашим корреспондентом генеральный директор ООО «Сектраагропром» Вугар Садыгов рассказал о том, что сподвигло его остаться в нашей стране, почему он не стал прокурором и что считает главными составляющими успеха.
— Вугар Ильясович, в самом начале 2000-х вы, будучи совсем еще молодым человеком, отправляли выращенный на Бобруйщине картофель в Азербайджан. Причем целыми вагонами…
— Было дело. Как говорится, жизнь заставила. В 2000 году я поступил в Белорусский коммерческий институт управления. Собирался стать прокурором у себя на родине. Но денег на учебу не хватало, пришлось взять академический отпуск. Стал думать, как заработать. Знакомые подсказали, где в Беларуси растет самая хорошая семенная картошка. Дали ориентир на Михалево Бобруйского района. Так, по заказу Минсельхозпрода Азербайджана, удалось наладить поставки второго белорусского хлеба на родину.
— Где вы тогда жили?
— В деревне Узнога Бортниковского сельсовета. В 2004 году подвез симпатичную, обаятельную девушку от деревни до города. И в том же году на ней женился. Спустя несколько лет стал гражданином Беларуси. Вскоре открыл ИП. Сам никогда за прилавком не стоял, но организовал реализацию товара, который продавали на центральном рынке в Бобруйске по одной цене — 500, 800, 1000 рублей за единицу. В этом деле меня можно считать здесь первооткрывателем. В 2007 году, когда ИП перепрофилировались в ЧУПы, мы с братом и еще одним родственником из России открыли торгово-транспортную компанию по названию родины отца — «Товуз». В 2008 году я возобновил учебу, поступив на второй курс МИТСО, который успешно закончил по специальности «Правоведение». Сейчас получаю степень магистра.
— Годы общения с представителями Бобруйского райисполкома, агросектора в целом, как видно, не прошли для вас даром…
— Потому в 2011 году я пришел работать в колхоз им. Дзержинского, который тогда возглавлял Иван Иванович Шушпаков. Был в хозяйстве инженером по охране труда, заместителем по идеологии и социальным вопросам, после — первым замом в агрокомбинате «Бобруйский». В 2013-м занял должность заместителя директора по коммерческим вопросам на тепличном комбинате ИООО «Вектраагропром», а в 2014-м стал руководителем комбината, который был переименован в ООО «Сектраагропром». В нынешней должности — с мая 2016 года.
Всякое доводилось о себе слышать. Одни говорили, мол, нерусский, что-то мутит. Другие спрашивали: «зачем следишь за несунами, тебе что, больше других надо?». А я просто с детства привык к обязательности и порядку. В семье полицейского и учительницы английского языка постоянно напоминали о том, что обманывать нельзя. Вот я и стремился обман-воровство пресекать.
— Потому, возглавив тепличный комбинат, вы первое время вместе с милицией стояли на проходной?
— Да. Правоохранители тогда быстро помогли разрулить ситуацию: поймали троих товарищей, которые, работая по накатанной схеме, выносили огурцы и продавали их. Сейчас в числе охранников — новые люди, в том числе бывшие милиционеры. Но и усиленной охраны не нужно: отношения стараемся строить на доверии. Видеонаблюдение работает в первую очередь для того, чтобы все, что происходит в коллективе, было на виду, в том числе и действия руководства.
Если пять лет назад здесь с этих плантаций собиралось около 930 тонн огурцов за сезон, то сейчас практически в два раза больше. Здесь и человеческий фактор играет свою роль, и то, что проведена немалая работа по восстановлению тепличного хозяйства.
— Огурцы производства вашей компании — один в один вкус, как у домашних. Но они выращены не в грунте, а в минеральной вате. Стоит ли потребителям беспокоиться по поводу наличия, скажем так, неполезных веществ?
— Мы производим едва ли не самые вкусные в России и СНГ огурцы, которые выращиваются по голландской технологии. Семена «Бъорн», на которые перешли в нынешнем сезоне, — хорошей селекции, высокоурожайные, меньше других подвержены болезням. При выращивании и борьбе с вредителями используем только биологическую защиту растений. К примеру, если появляется клещ, на него находится «противоядие» в виде клеща другого вида, который его съедает. Качество наших огурцов подтверждает Государственный сертификат Республики Беларусь. По нормам содержания вредных веществ эти овощи подходят для детского питания. Как известно, больше 90% содержимого огурца — вода, а она здесь, можно считать, — артезианская.
Львиная доля нашей продукции отправляется в Москву и Санкт-Петербург. Думаю, со временем по экспорту товаров мы сможем конкурировать с таким успешным хозяйством, как СПК «Гигант».
— Владения расширять собираетесь?
— Мы постоянно растем. Вот и в ближайшие годы на месте старых теплиц планируем разместить новые, энергоэффективные. И поле деятельности увеличится. Уже готов проект котельной под новый тепличный комплекс, которую нам будет строить российская энергетическая компания ООО «Теплоэнергосервис». Ведь значительная часть затрат — газ, вместо которого будет использоваться щепа. Мы находимся в 3-й световой зоне, а производственный процесс требует соблюдения температурного режима — 65-85 градусов, который нам город не может обеспечить. А главное то, что с вводом нового тепличного комплекса к минимуму будут сведены теплопотери.
— У вас есть специальные помещения, где овощеводы после «жаркой» работы могут отдохнуть во время перерыва. Какие-то еще блага планируете для коллектива?
— Хотим построить на своих площадях что-то вроде мини-санатория. На территории нашего предприятия есть озеро, которое собираемся благоустроить. Рядом разместятся домики и беседки. Появится спортивный зал. Людям должно быть комфортно. Что касается материальных благ, стараемся заинтересовывать людей, поощрять. Материальную помощь, кредит можем при необходимости выдать.
— Какова средняя зарплата по предприятию?
— Сейчас — около 400 рублей. Постепенно внедряем новую систему, чтобы платить в зависимости от вклада. Так люди могут значительно больше получать.
— Оптимизацию проводить не собираетесь? С пенсионерами будете расставаться?
— Ни о каком сокращении штата речь не ведется. Более того, в связи с расширением производства у нас появится минимум сотня рабочих мест. Сейчас в нашем коллективе — более 90 человек. Есть бывшие врачи, учителя. А одну молодую женщину я лично пригласил в нашу организацию, убедив, что ей не место на мойке автомобилей. Не прошло и года, как она стала одним из лучших овощеводов. Как сироте, вместе с районными властями мы помогли ей получить жилье.
— В свои 34 года вы — совладелец нескольких стабильно работающих компаний, в том числе, в Российской Федерации и в Азербайджане. Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы стать успешным человеком?
— Многие считают, что за них обязано все решать государство. Да, бизнес должен постоянно взаимодействовать с государственными органами. Как говорится, сам себе указ не создашь. Мы многие вопросы решаем со службами райисполкома, которые, как правило, с пониманием относятся к стоящим перед нами задачами. Но чтобы достичь успеха, главное — определиться, чего ты ждешь от этой жизни. Поставить цель и настойчиво к ней двигаться. И не обязательно день и ночь не спать, пахать, как папа Карло. Главное — правильно расставить приоритеты, найти надежных союзников и работать в рамках закона. В каких бы странах я ни бывал, всегда пиарю, если можно так сказать, Беларусь. Считаю, один из лучших опытов построения работы — белорусский. Причем, не только в овощеводстве. Здесь в любой сфере система налажена и, главное, — работают законы.
Инна БОГДАНОВИЧ.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.