Черные дни июня 1941-го: поиски без вести пропавших продолжаются…
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года нападением фашистской Германии на Советский Союз.
Немецкая армия, которая насчитывала около трех миллионов солдат, начала наступление сразу на трех направлениях: северном — на Ленинград, центральном — на Москву и южном — на Крым.
На территории Беларуси немецкой группе армий «Центр» противостояли военные части Западного фронта. Но в тот предрассветный час, 22 июня 1941 года, первые эшелоны этих армий находились в местах постоянного расквартирования или же «на маневрах», без боевых патронов и снарядов. О том, почему так получилось, до сих пор спорят историки. Известно лишь одно: уже спустя 6 дней, 28 июня, противник был в Минске…
Буквально несколько дней назад в редакцию районной газеты обратился житель г. п. Радошковичи Дмитрий Бриштен — поисковик группы военной истории «Айчына — Рубон». Он попросил нас опубликовать материал по поиску свидетелей или очевидцев гибели советских самолетов на территории Бобруйского района в первые дни войны. По информации поискового отряда, один из летчиков сбитого самолета был доставлен в д. Мачулки нашего района, однако дальнейшая его судьба до сих пор неизвестна.
Бобруйщина за годы войны и оккупации пережила много бедствий, кроме того, здесь в первые дни войны в воздухе было сбито большое количество советских самолетов.
Так, известно, что 28 июня 1941 года эскадрильи 99-го бомбардировочного авиаполка вылетели на боевое задание в направлении Слуцка. С боевого задания в тот день не прибыло 12 экипажей. Однако позже многие выжившие авиаторы вернулись в часть.
В том задании при атаке танковой колонны противника на шоссе Старые Дороги — Бобруйск без вести пропал штурман самолета Холоимов Иван Тимофеевич. Как сообщил нам Дмитрий Бриштен, в поисковую группу военной истории «Айчына — Рубон» обратился родственник Ивана Холоимова с просьбой помочь отыскать следы пропавшего авиатора. Другие члены экипажа сбитого самолета — пилот Белозеров Алексей Капитонович и стрелок-радист Пущин Иван Федорович — вернулись в свою часть и продолжили воевать. Белозеров закончил войну и позже проживал в г. Луганск, Украина. Пущин погиб в феврале 1943 г. Связаться с их родными пока не удалось.
Возможно, в одном звене с экипажем Белозерова был сбит самолет экипажа мл. лейтенанта Дмитриева Петра Павловича. Пилот Дмитриев и стрелок Толочкин вернулись в часть, а штурман Струков Николай Ермолаевич пропал без вести. Однако из донесения безвозвратных потерь следует, что штурман Струков был оставлен в д. Мачулки Гороховского сельсовета Бобруйского района. Тем не менее его фамилия и инициалы не фигурируют в списках погибших воинов на территории района. Возможно, в Мачулках или близлежащих деревнях еще помнят или знают, что произошло со штурманом, был ли он ранен, ушел ли потом к партизанам. Мы просим читателей помочь узнать нам что-либо о его судьбе. Может быть, кто-то знает, как он попал в Мачулки и где был сбит его самолет.
Любая информация о падении самолетов и судьбе летчиков будет очень ценной. Поиск продолжается…
Более подробную информацию о пропавших без вести летчиках можно найти на сайте rubon-belarus.com, а также на странице поискового отряда в социальной сети: vk.com/public100114449.
Подготовил Алесь КРАСАВИН.