Ветеран МВД держит форму с военных времен
Этот житель агрогородка Ивановка не принимал активного участия в боевых действиях по причине возраста: в 1941-м ему было 14 лет. Но Петру Масюковичу есть что вспомнить накануне Дня Победы. Он, юный труженик тыла, ветеран МВД, на личном опыте испытал, что такое фашизм.
— Эти тюльпаны на днях химовские школьники принесли вместе со сладостями, — говорит, приглашая нас в комнату, Петр Никонорович. — А 1 января, аккурат на мой юбилей, руководство районной милиции приходило с поздравлениями. И сельсовет местный не забывает. Спрашивают, может, надо чего. Вот соцработника выделили. А я и сам еще справляюсь.
90-летний уроженец деревни Ламбово, несмотря на радикулит, старается по возможности держать спину. А как иначе, ведь всю жизнь в милиции проработал. Шутит, мол, не привык никому подчиняться. Петр Масюкович от участкового до руководителя аналитической группы дослужился. В его трудовой книжке до выхода на пенсию, кроме поощрительных, — всего две, довольно любопытные записи. «1 сентября 1951 года поступил в УВД Могилевского облисполкома. В органах внутренних дел работал непрерывно». И… «1.09.1979 — 34 года 2 месяца и 3 дня».
Выйдя на заслуженный отдых, в тот же год приобрел дом в Ивановке, куда переехал со своей Натальей Федоровной. В родительском, в Ламбово, жила сестра с семьей. 26-летний сын Валерий остался в Бобруйске. Супруга ветерана — его ровесница, завершила трудовую деятельность в должности бригадира в швейном цеху трикотажной фабрики. А Петр Никонорович еще более 10 лет работал. Трудился слесарем на «резинотехнике», где успел повысить разряд, был сторожем в колхозе им. Дзержинского.
Пусть медали у ветерана в основном юбилейные, он ими очень дорожит. А знак участника войны к лацкану его пиджака буквально прирос.
— Быстро как-то пришлось повзрослеть, — вспоминает Петр Никонорович о суровой юности. — Мы, подростки, в войну без дела не сидели. Трудились на лесозаготовках. При немцах в Титовке, Богушовке, Туголице торф «резали» для бобруйской электростанции. В 1943 году немцы схватили меня и еще нескольких местных хлопцев и отправили в лагерь, в Лучино, что под Рогачевом. Не раз там пришлось попадать под тяжелую вражескую руку. Правда, не сказать, чтоб сильно голодом морили. Утром давали на весь день полбулки хлеба, а вечером, бывало, — суп из конины. Мама, Анна Борисовна, как-то навестила — с сухарями, пшеном и говяжьим жиром, который разбавляли горячей водой — как бульон. Немцы заставляли лес пилить, землянки рыть. Как ни страшно было, улучив момент, когда фашисты принимали «новичков», мы впятером «подогнули-оттянули» ограждение лагеря и сбежали. Скитались «по людям». Ждали, пока река Ола подмерзнет, чтобы по ней домой добраться… Так вместе с мужем сестры я снова оказался в Ламбово. А в декабре 44-го, в 17 лет, меня отправили служить.
Служил Петр Масюкович под Минском, в пехотных войсках 20-й дивизии, которую возглавлял генерал-майор Никитин. И полгода не прошло, как война закончилась.
— Помню, в Минске тогда дождь шел, все кричали «ура», плакали, обнимались… В армии, где прослужил 6 лет, получил погоны сержанта и водительские права. В 1951 году пришел служить в милицию Бобруйска. Вечернюю «десятилетку» закончил.
В арсенале опытного «анискина» много интересных историй. «Как-то на Войкова квартиру ограбили. Вместе с «операми» мы вычислили таксиста, который из Бобруйска отвез «граждан с клунками» в Жлобинский район и высадил неподалеку от кладбищ. Оказалось, грабители, которые спрятали среди могил ворованные вещи, обокрали еще несколько семей в Минске… Пистолет в ход пускать не приходилось. А вот с товарищами, которые насилие применяли в отношении стражей порядка, не раз доводилось дело иметь. Думаю, в войну выжил, так тут уж должно повезти. К счастью, при исполнении служебного долга серьезных увечий не получил».
4 года назад из жизни ушла жена Петра Никоноровича. «С тех пор сам себя обслуживаю. Воду из колодца набираю — на два дня хватает. Вот, суп из курочки сварю. Невестка Ольга навещает. Покупает, что закажу, в контейнерах еду привозит».
Самый большой подарок для ветерана к 9 мая — то, что внук Александр в отпуск приедет. Он сейчас дальнобойщиком в Германии. В минувшую побывку картошку посадил, помидоры. Дедуля помогал —удобрения в землю подкладывал.
На вопрос, как в столь уважаемые годы оставаться в форме, майор Масюкович отвечает:
— Водку-папиросы никогда не уважал. Физкультурой и спортом занимался, когда в армии да в милиции служил. Хотя на днях вот все одуванчики на участке и рядом с домом скосил. Чем не физкультура? Мне тут спокойно, каждым днем дорожу. Всего хватает. Разве что — общения маловато. Но я, как работник органов, много говорить не привык. Так что и здесь все у меня в порядке!..
Инна БОГДАНОВИЧ. Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.