Книга жизни. К 90-летнему юбилею З.А. Валеевой
Моросил холодный осенний дождь. За окнами центральной районной библиотеки, выходящими на улицу Крылова, редкие прохожие, прячась под зонтами, спешно шагали по своим делам.
— Нам недалеко, — сказала заместитель директора по работе с детьми Бобруйской районной библиотечной сети Галина Григорьевна Буткевич, и мы вышли из теплого уюта знания в мокрый октябрь. На столе в ее кабинете остался лежать тяжелый коричневый том историко-документальной хроники нашего края — книга «Памяць. Бабруйскі раён». Изданная в 1998 году, эта книга и сегодня продолжает оставаться наиболее полным систематизированным историческим справочником Бобруйского района. Достаточно сказать, что благодаря этой документальной хронике сотни жителей Бобруйщины впервые узнали о судьбе и местах захоронений своих отцов, дедов и прадедов, репрессированных, погибших на войне. И сейчас мы направлялись в гости к человеку, собравшему значительную часть материалов для этой книги…
Шел дождь. Быть может, точно такой осенний дождь стучал по крыше 90 лет назад, 12 октября 1926 года, когда на свет в Бобруйске появилась красивая и необычная девочка. Ей дали имя Зинатбану, что в переводе с татарского означает «Госпожа в украшениях».
«Я не знаю, как сложится ваша судьба, но одно я знаю точно: только те из вас будут счастливы, кто станет искать и найдет возможность служить другим», — писал Альберт Швейцер, немецкий врач, один из гуманнейших людей XX века, самоотверженно спасавший жизни в то время, когда его соотечественники маршировали под нацистскими флагами. Эти слова могли бы стать эпиграфом к Книге жизни Зинатбану (хотя со второй половины ХХ века она чаще называла себя Зинаида) Ахметовны Валеевой.
— Я очень хорошо помню свое детство, — рассказывает она. — Помню ясли на улице Пушкина, в которые меня водил папа… Судьбе было угодно создать мою жизнь так, чтобы я постоянно возвращалась в места моего детства и юности. Ведь долгие годы я каждый день ходила на работу в нашу библиотеку, которая тогда находилась в историческом особняке на улице Интернациональной… Как-то мы шли с папой (снова детские воспоминания — прим. автора) через сад-сквер у Свято-Николаевского собора. Я бежала впереди, а папа — за мной. Навстречу нам шли двое военных, высоких, в длинных шинелях. Я запела:
Раз, два, три!
Мы — большевики,
Мы буржуев не боимся,
Пойдем на штыки…
…Первое страшное испытание Зинатбану пережила в 12 лет. В 1938 году ее отца арестовали. Ахмет Мухаметович Валеев, участник революции 1917 года и герой гражданской войны, освобождавший Бобруйск от белополяков, выдержав все пытки в застенках НКВД, так и не подписал «признание», что являлся «врагом народа». Он был оправдан и вернулся домой. Больной, с вывернутыми пальцами. Но живой. Зинатбану прижалась тогда к отцу и пообещала больше никогда его никуда одного не отпускать. С тех пор и до самых последних дней она была рядом с папой. Он прожил почти 100 лет.
Зинаида Ахметовна посвятила себя до остатка служению другим. Коммунистической идее, светлой мечте о добре и справедливости. Так говорит она. (Христианскому служению ближнему, хочется поправить мне, но кто мне дал на это право?) Более 30 лет жизни отдала библиотечному делу: была методистом, заведующей центральной библиотекой, директором централизованной библиотечной системы Бобруйского района. Являлась председателем районного комитета профсоюза работников культуры с 1967 по 1984 год. Почти два десятка лет была ответственным секретарем Общества охраны памятников истории культуры. Работала внештатным инструктором райкома Коммунистической партии Белоруссии.
Поверьте, можно было бы долго перечислять заслуги Зинаиды Ахметовны и сведения ее трудовой биографии. На ее глазах, при ее непосредственном участии восстанавливалось послевоенное хозяйство, создавался Бобруйский район, росли новые поколения. И как можно рассказать в одной публикации о жизни такого человека! Для этого нужна целая книга, а не страничка районной газеты.
Если по секрету: я уже видел рукопись этой книги. В свои 90 лет почти каждый день Зинаида Ахметовна садится за рабочий стол и записывает мелким почерком в тетрадь еще одну страничку воспоминаний о своей жизни, работе, любимом отце и товарищах по партии. Восстановила родословную Валеевых. А еще она частый гость нашей районной библиотеки. Ее можно услышать на заседаниях литературно-музыкального салона «Камертон» и клуба морально-правовых знаний для подростков «Узрост»…
Наверное, кто-то скажет, что мир сегодня уже другой, сложный и непонятный для «советского» человека. Ну, скажите, чем она может поделиться с современными подростками, что общего между Зинатбану Валеевой, начавшей трудовую деятельность в 14 лет, а в 16 лет севшей за руль грузовика, чтобы перевозить топливо для фронта, и нынешним 18-летним ловцом «покемонов»?
Трудно сказать. Но только снова вспоминаются слова Альберта Швейцера: «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
Алесь КРАСАВИН. Фото автора.