На Бобруйщине проходит «Арт-Жыжаль»
На базе отдыха «Вербки», что под Бобруйском, 4 августа начал свою работу 14-й Международный пленэр по керамике «Арт-Жыжаль». В этом году в форуме принимают участие 18 мастеров-керамистов из 7 стран: Беларуси, Латвии, Молдовы, России, Украины, Словакии и Эстонии (она представлена впервые). На этот раз пленэр посвящен Году культуры. Его тема: «Искусство как среда обитания». Мы побывали на месте дислокации «Арт-Жыжаля» и пообщались с его участниками. Они поделились впечатлениями и рассказали о своих будущих композициях.
Некоторые участники приезжают на творческий форум уже не первый раз, как, например, керамист из Бреста Павел Рябов. «Здесь созданы все условия для полноценной работы. Очень важно творческому человеку общаться с себе подобными. Ведь по большей части работаешь все время в мастерской, варишься в своем соку, так сказать. А здесь есть возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом и идеями. В данный момент я работаю над реализацией того, что мне давно хотелось сделать, но на что не хватало времени. И я рад, что мне представилась такая возможность», — рассказывает керамист.
Среди тех, кто приехал в этом году на форум, много молодых людей, которые находятся в начале творческого пути. К примеру, Екатерина Михнюк — студентка 4-го курса Минской академии искусств. Наше внимание сразу привлекли объемные фигурки в виде яиц и тарелки, сделанные из шамотной глины. Спрашиваем: каков посыл этой композиции? «В своей работе я хочу развить идею о том, что все животные когда-то жили в воде и впоследствии вышли на сушу. Место здесь отличное, природа вдохновляет», — говорит девушка. Рядом с ней трудится ее коллега, уже выпускница академии искусств Анастасия Колоцей (на фото внизу), которая создает композицию Крылатого Серафима. Пока здесь можно увидеть лишь отдельные фрагменты. По ее словам, эта скульптура очень подходит к сути самого пленэра с его огненной стихией, ведь в переводе с древнееврейского языка имя Серафим означает «огненный ангел». «Его пламя очищающее. Эту идею я давно вынашивала. По моей задумке в центре композиции должен находиться источник света. На пленэре мне нравится замечательная атмосфера, которая способствует единению человека с природной и творческой стихиями», — рассказывает Анастасия.
Еще одна участница из Москвы, Елена Мизгирева отмечает, что ее привлекает именно международный формат пленэра. Это хорошая возможность познакомиться с европейской школой керамики. «У нас разные техники. У европейцев керамика больше тяготеет к дизайну, она более абстрактна. У нас же — больше скульптурные формы, смысловые работы», — говорит Елена. Представителем как раз такой европейской школы является мастер-керамист Милица Подстреленцова (на фото вверху) из Словакии. Искусством керамики она занимается 40 лет. Она работает над композицией с вазой, которую видит как светильник.
Создание декоративной объемной пластики — лишь первый этап работы. После лепки изделия мастеров ждут сушка, глазуровка и обжиг. Продлится пленэр до 25 августа. По его завершении по традиции должно состояться огненное шоу. А после в Бобруйском художественном музее откроется выставка по итогам международного форума.
Людмила ЛЮБИМЦЕВА. Фото Юрия ЮРКЕВИЧА.