Святыня земли бобруйской
Среди многих населенных пунктов Бобруйщины есть обычная деревня Горбацевичи. Но история, связанная с ней, совсем необычная. Примерно 250 лет назад в этих краях появилась чудотворная икона Божией Матери — покровительница бобруйской земли. Об этой иконе, которая исчезла во времена атеизма, от местных старожилов можно услышать много легенд, тайн. Существовала ли она на самом деле? Имеются ли источники, подтверждающие этот факт?
Исследования о существовании иконы
На эти и многие другие вопросы ответили член отдела по канонизации святых Бобруйской епархии Л.Е. Логинова и учитель русского языка и литературы Горбацевичской СШ Н.В. Кузьмицкая. Они занимались изучением данного вопроса. Чтобы найти подтверждение этой истории, они посетили библиотеку Жировичской духовной семинарии, изучили подшивку «Минских епархиальных ведомостей» за 1868-1917 годы. Оказалось, что первое упоминание о чудотворной иконе относится еще к 1764 году. В 7-м номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1916 год горбацевичский священник Ф. Кляевский писал: «Местность, где ныне расположен погост Горбацевичи, была покрыта сплошным лесом… Крестьянин одной из этих деревень, называвшейся Иовичи, ныне уже не существующей, по фамилии Колтун, отправился в лес за лесным материалом для своих хозяйственных надобностей. И когда, углубившись в него на порядочное расстояние, начал высматривать нужный для него материал, то был поражен каким-то блеском, исходящим из дупла липы. Присмотревшись, он увидел там икону Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Такое необычное и чудесное явление иконы Царицы Небесной смутило крестьянина, и он, преисполненный страха Божия, не решился взять с собою образа. А приметив то место, отправился в деревню и сообщил о своем открытии односельчанам, с которыми и решили дать знать бобруйскому духовенству. Ксендзы прибыли на место явления иконы и, совершив богослужение, забрали ее в Бобруйский костел, но через ночь святыня оказалась опять на прежнем своем месте. Три раза брали икону в Бобруйск, и три раза она возвращалась обратно. После третьего раза ксендзы не осмелились более переносить образ. Тогда крестьянин, нашедший икону, расчистил дупло дерева наподобие киота, где святыня и оставалась некоторое время. Когда слух об образе распространился, народ начал стекаться в это место на поклонение. Многие пред этой иконой по молитве получили исцеления. Тогда на этом месте был построен костел, обращенный впоследствии в униатскую церковь, а затем — в православную».
Именно на этом месте был выстроен храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
В 1912 году уездный наблюдатель С. Бирюкович побывал в Горбацевичском храме, о чем написал небольшую статью в «Минские епархиальные ведомости». Вот отрывок из этой статьи: «В числе святынь Минской епархии имеется великая святыня — месточтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Горбацевичская». Находится она в лесу, в 13-ти верстах от города Бобруйска, в Ризоположенной церкви, на том самом месте, где, по преданию, более 200 лет назад явилась некоему поселянину Колтуну на липовом дереве. День празднования этой иконы неизвестен и присоединен к храмовому дню — Положению ризы Богоматери — 2 июля (по старому стилю). Икона эта всегда привлекает к себе множество паломников, а в день храмового праздника — 2 июля — сюда стекается такая масса народа, которая не поддается исчислению, говорят, бывает до 15-20 тысяч. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевич, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина дивная и величественная. Разве это не чудо!».
Чудеса святыни
Подробное описание исцелений по молитвам перед чудотворным образом Божией Матери сделал Ф. Кляевский в том же 7-м номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1916 год. Вот несколько из них. «Между многими чудесами, совершившимися по молитвам пред Горбацевичской иконой Божией матери, обращает на себя внимание чудо воскрешения умершего, памятником которого являются три гробовых доски соснового дерева, хранившиеся и теперь в Горбацевичской церкви. Чудо это записано со слов самого испытавшего оное ротмистра Рожановича: «Когда я был 12-летним мальчиком, старшему брату моему, уже взрослому, вздумалось поехать погостить к родным и взять меня с собою. Расстояние было немалое. Нас отправили в большом дорожном экипаже на четверке лошадей. Верстах в 20-ти от дома нам попалось стадо тетеревов. Брат мой, будучи страстным охотником, приказал задержать лошадей и, соскочив с экипажа, побежал за птицами. Кучер, пользуясь отсутствием брата, оставил меня и лошадей и тоже отошел от экипажа. Меня забрала охота сесть на лошадей, и я начал перебираться через козлы. В эту минуту брат выстрелил. Лошади, испугавшись, понесли, подбили меня под себя и проехали по мне экипажем. Когда брат и кучер пришли на место, нашли меня в бесчувственном состоянии, истекающего кровью. Поймав лошадей, меня, избитого и раздавленного, отвезли домой. Приглашенные доктора нашли меня безнадежным и сказали, что я должен умереть. Отец мой, видя, что не может иметь надежды на помощь земную, сел на лошадь и поехал в Горбацевичи молиться Божией Матери о сохранении жизни любимого его сына. Вернувшись домой, он застал меня в гробу и в припадке родительского горя, упав на мой труп, начал плакать и целовать меня, говоря, что не может быть, чтобы Матерь Божия не вняла молитве отца. В эту минуту я открыл глаза и попросил кислого молока. Доктор запрещал давать мне молоко, но отец сказал: «Если он попросил у меня теперь яду, то я дал бы, потому что я вижу в этом милосердие Божией Матери, которая услышала мои молитвы». Через несколько дней я оправился, начал ходить и есть. Гроб мой за подписью свидетелей и доктора, что я был действительно умершим, привезен в Горбацевичскую церковь, что служит свидетелем милосердия, оказанного Божией Материю».
А вот случай спасения Ольги Ивановны, жены священника Петра Антониковского, прослужившего в Горбацевичской церкви 15 лет с 1885 года, и ее сына. «Священник с женой и 6-летним сыном отправился в г. Бобруйск. Батюшка остался по делам службы в городе, а жена с сыном отправилась домой. При выезде из города лошадь понесла. От сильного толчка на крутом повороте жена, бывшая на последнем месяце беременности, выпала из повозки, а мальчика лошадь понесла к оврагу. Упав на камни, получив сильнейший ушиб, будучи в страхе и отчаянии за участь сына, несчастная смогла лишь произнести: «Горбацевичская Божия Матерь, спаси его!» — и впала в бессознательное состояние. Доктор не имел никакой надежды на благополучный исход. Падение с лошади могло быть смертельным, если не для матери, так для ребенка. Однако все обошлось благополучно: девочка Фомаида родилась здоровой в положенный срок, чудом спасся и сын».
Возвращение образа на родину
От времен, овеянных местными преданиями, нас отделяет много лет. Куда пропала чудотворная икона после разрушения храма, выяснить так и не удалось. Был разрушен Ризоположенный храм. В Горбацевичах и окрестностях подвергались репрессиям священники. Но память об иконе осталась в людских сердцах. По благословению Преосвященного Серафима, епископа Бобруйского и Быховского, координировать усилия по возвращению древнего образа было поручено отделу по канонизации святых Бобруйской епархии. Но даже списка с иконы долгое время не удавалось найти. Однако помог известный русский художник-реставратор, архитектор и археолог Д.М. Струков. Жил он в 19-м веке. Занимался тем, что совершал поездки по древнерусским городам, копировал церковные древности, иконы, миниатюры и прочие. Эти рисунки пролежали более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета и были известны узкому кругу ученых. Но в конце 2011 года издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила в свет издание «Д.М. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867». Вот в нем и обнаружился рисунок Горбацевичской чудотворной иконы.
С рисунка Д.М. Струкова минским мастером-иконописцем Татьяной Астаховой
была написана точная копия старинного образа. Владыка подчеркнул, что хоть этот образ и воссозданный, по искренней молитве верующих он может стать чудотворным, как и любая другая икона.
***
Торжества, посвященные возвращению чудотворной Горбацевичской иконы Божией Матери, прошли в Бобруйском районе 14 июля 2013 года на престольный праздник Ризоположенного храма. Икона была освящена Владыкой Серафимом.
Местные старожилы вспоминают, что самым ярким церковным торжеством, связанным с храмом, являлся престольный праздник, поскольку именно тогда осуществлялся местный обряд: обхождение с иконой деревни и освящения жилищ.
Древний православный обряд, когда на третий день после Троицы местные жители организуют ношение по деревням иконы Божией Матери, сохранился до наших дней.
Людмила ОСИПОВА, директор Бобруйского районного историко-краеведческого музея.