Спасибо, что жив
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич Бегунов родился 13 февраля 1922 года в деревне Малинники Бобруйского района. Он рано узнал лишения — в семь лет потерял отца, а вскоре и мать. Жить ему пришлось у старшего брата. С 10-летнего возраста Михаил помогал взрослым в колхозе, а потом и сам стал работать. В мае 1941 года его призвали в армию. В то время он жил в деревне Волосовичи. А буквально через месяц началась Великая Отечественная война. Михаил попал в авиационную школу, где готовили механиков-мотористов.
Страна остро нуждалась в защитниках. Подготовка была серьезная, приходилось заниматься по 12 часов в сутки. В условиях стремительного наступления противника школу перебазировали на Украину, в город Азов. Там курсант окончил обучение и был направлен на дальнейшую учебу в Краснодарское объединенное военное авиационное училище, где готовили стрелков-радистов, штурманов и летчиков.
А тем временем немецко-фашистские захватчики продвигались вглубь страны и подошли к Краснодару. Их целью было захватить Керченский пролив. Михаила послали на его оборону в качестве пехотинца. Воины переправлялись вплавь, спасаясь от огня противника. К сожалению, многие солдаты при отступлении погибли. «Нас успели вывезти оттуда, а тех, кто остался на берегу, немцы расстреливали и топили в море», — говорит ветеран. При обороне Керченского пролива он получил ранение, контузию и был отправлен в госпиталь. После этого Михаил работал шофером на знаменитой «дороге жизни» на Ладожском озере. «Это было настоящее пекло. По озеру была сделана маленькая дорожка, по которой можно было добраться до Ленинграда. Мы доставляли продовольствие, лекарства, вывозили оттуда детей, стариков, раненых. Работали ночью, свет включать было нельзя. С машин снимали дверцы, чтобы успеть выскочить, если лед начнет трескаться. Привязывали к бамперам деревянные балки, чтобы машина не сразу пошла на дно, и можно было бы хоть как-то спастись. Я три раза тонул, но выжил», — рассказывает Михаил Аркадьевич.
После прорыва блокады ветеран был направлен в Закавказье, где формировался авиационный полк, который впоследствии передислоцировался в Заполярье. Здесь ветеран сопровождал и охранял грузы из Америки и Англии — продукты и вооружение. А потом он попал в состав частей, которые формировали для защиты границ от японских войск. Но добраться успел лишь до Владивостока — недолгая война с японцами закончилась. Дальнейшая служба продолжилась в 30 км от Мурманска, где располагался аэродром. Здесь и застала его весть о победе. «Радости нашей не было предела. Что творилось — слезы, оружейные залпы, крики «Ура!», — вспоминает Михаил Аркадьевич. Его боевые товарищи уехали домой, а он еще два года служил.
В родные места ветеран попал лишь в марте 1947 года. «Я вернулся назад в Волосовичи, откуда и призывался в армию. Там была полная разруха. Постепенно деревня возродилась из пепла. Вскоре я познакомился со своей женой. Мы с ней прожили долгую и счастливую жизнь, воспитали двоих сыновей. 10 лет назад она умерла, и мне ее очень не хватает… Я работал в колхозе, а потом 30 лет был шофером», — говорит Михаил Аркадьевич. По его словам, выжить в том пекле, через которое он прошел, было чудом. И не раз он говорил потом судьбе: «Спасибо, что остался жив».
Людмила ЛЮБИМЦЕВА. Фото Сергея ПОДОЛЯКА.