Энергоэффективность — в надежных руках
На дворе июль. Впечатления от событий июня уже начинают переплетаться друг с другом и становится все сложнее вытянуть из них то главное, о чем хотелось бы рассказать.
Началось все еще во время учебного года, когда я решила принять участие в республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в рамках международного проекта SPARE в номинации для педагогов. Именно республиканский этап конкурса принес мне диплом 1 степени, несколько призов и главный подарок — участие в работе 1-й международной летней школы «Климат, энергия и окружающая среда», которая проходила в Алматинской области Карасайского района в детском лагере «Маралсай».
3 июня наша небольшая белорусская делегация вылетели в Алматы. Оттуда нас доставили в лагерь. Здесь нас ждал сюрприз: нет связи — ни Интернета, ни мобильных телефонов! Неделя международного живого общения!
ШПИРЕ или SPARE (школьный проект использования ресурсов и энергии) — международная образовательная программа для школьников. Основная идея: перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, получить ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах без опасных последствий для природы, для изменения климата. Проект был создан Норвежским обществом охраны природы.
Но обо всем по порядку. Школа международная. В ее работе приняли участие педагоги и учащиеся из таких стран, как Норвегия, Россия, Украина, Молдова, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения, Грузия и Азербайджан. Языки общения: русский и английский.
Первый день в программе лагеря был назван Днем знакомства. И мы знакомились: с лагерем, друг с другом, с городом, пейзажами. Заилийский Алатау — высота, на которой находится лагерь «Маралсай», где нам предстояло жить эти дни. Это 1860 м над уровнем моря. Непривычно высоко, гористо и красиво!
День второй — это официальный день работы лагеря. Он был назван Днем энергоэффективности. Слоган: «Меньше энергии, больше экономии и выгоды для всех». Вопрос дня: «С чего начинается энергоэффективность?». Возле столовой на огромном стенде оформлены тема, слоган и вопрос дня, прикреплен маркер для возможности написания ответов на вопрос всеми желающими. Вечером подводятся итоги, определяются победители. И это еще не все! Проходил вечер дружбы, организатором которого выступила команда из Казахстана.
День следующий. Это день Возобновляемой энергетики. Слоган дня — «Зеленая энергия для устойчивого будущего». Вопрос дня: «Какие энергетические решения предлагаешь ты?». Все по плану: учащиеся идут на тематический тренинг, педагоги — на презентацию своих конкурсных проектов. После обеда работают творческие мастерские: «Умелые ручки», «Экодизайн в нашей жизни», «100 жизней пластиковой бутылки», «Экосумка». Во второй половине дня мы — зрители тематического тренинга (дебатов) «ВИЭ — путь к устойчивой энергетике», участники мозгового штурма «Ресурсосбережение — разумное решение», спортсмены-туристы на этапах туристско-экологической полосы препятствий. Вечером — активные участники интерактивной игры-конкурса «Солнышко». И все эти конкурсы и игры — соревнования между отрядами.
В один из дней после обеда все желающие совершили выход в горы. Небольшое восхождение. Здесь совершенно ни на что непохожие горы. Они сплошь покрыты зеленью. И это не всегда деревья. Оказывается, зелень — это высокотравье.
Что же дала эта школа нам? Это были дни, наполненные творчеством и новыми знаниями, поиском ответов на многие вопросы, которые касаются таких важных вопросов, как климат, энергия и среда обитания. Это поиск совместных путей решения проблем энергоэффективности.
Самое главное — я теперь твердо знаю, что у нашей планеты есть будущее. Ведь есть они — мальчишки и девчонки, которые действительно заинтересованы в решении проблем энергосбережения, которые знают, что надо делать и трудятся в этом направлении вместе со взрослыми.
Ольга СЧЕСНОВИЧ, учитель информатики Воротынской СШ.