Коррупция — угроза национальной безопасности
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в настоящее время проводится общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Указанный проект определяет механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц, закрепляет меры по противодействию коррупции.
В беседе с журналистом «ТП» прокурор Бобруйского района Игорь Владимирович САВОСТЕЕВ рассказал о некоторых важных статьях и пунктах обсуждаемого проекта:
— Проект закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в настоящее время предоставлен на общественное обсуждение. Это совершенно новый документ, в котором собраны наработки прежнего опыта, но при этом он существенно расширен. Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что коррупция — одно из зол, которое оказывает негативное влияние на авторитет государственных должностных лиц, и на государство в целом.
— Какие значимые нововведения предусмотрены в этом проекте?
— Их немало. В частности, в статье 1 проекта Закона «О борьбе с коррупцией» расширен перечень государственных должностных лиц. Введены новые понятия должностного лица, занимающего ответственное положение, и лица, поступившего на государственную службу путем избрания и другие. Существенно изменена ст.17 «Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц». Часть положений в расширенном виде перенесены в статью 20. Введены новые статьи: ст. 19 «Ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации»; ст. 22 «Основание отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу»; ст. 23 «Дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности»; ст. 24 «Особенности назначения и выплаты пенсии, ежемесячного денежного содержания при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий». Исключены ст. 18 (ее положения перенесены в ст. 2.1). Ст. 19 «Меры, направленные на обеспечение финансового контроля» перенесена в отдельную, 4-ю главу проекта закона. Ст. 36 предусматривается ранее отсутствовавшая возможность изъятия имущества, стоимость которого превышает доход, полученный из законных источников. Перечень правонарушений, создающий условия для коррупции, дополнен пунктом «Нарушение норм служебной этики». Ст. 46 расширен перечень лиц, подлежащих административной ответственности за ограничение при осуществлении процедуры закупки. Имеются и другие изменения.
— Игорь Владимирович, расскажите немного подробнее о нововведениях, нацеленых на искоренение наиболее злободневных коррупционных проявлениях.
— Выделить что-либо сложно, ведь коррупция во всех своих проявлениях отрицательно влияет на устойчивость социально-экономического развития государства. И все же хотелось бы остановиться на некоторых важных моментах, в частности, на основании отказа на назначение на должность руководящих работников в приеме на работу на государственную службу и дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности. Так, ст. 22 предусмотрено, что лица, уволенные из государственных органов и иных государственных организаций по дискридитирущим обстоятельствам, а так же имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную за умышленное преступление, либо освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, не могут быть назначены на должность руководящих работников в государственные органы. То есть, это тот момент, о котором говорил Глава государства — о недопустимости пересаживания с одного кресла в другое. Если человек не справился с работой и уволен по отрицательным мотивам, то он уже в дальнейшем не может занимать руководящие должности. Кроме того, лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы, либо сопряженное с использованием должностным лицом своих полномочий, не могут вообще быть приняты на государственную службу. Дополнительные основания привлечения руководителей госорганов и иных госорганизаций к дисциплинарной ответственности: прием на госслужбу работников с нарушением установленных правил приема на работу; сокрытие причины увольнения работника при наличии основания его увольненния по дискридитирующим основаниям; выдача работникам характеристик, содержащих недостоверную информацию. Все это является грубым нарушением трудовых обязанностей и влечет за собой привлечение к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнение. Еще одно важное нововведение в проекте закона: «Особенности назначения выплаты пенсий и ежемесячного денежного содержания при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы, либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий». Это ст. 24. Иными словами, тем гослужашим, которые совершили тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы, либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсию, предусмотренную законом Республики Беларусь за выслугу лет в госслужбе, не назначают. То есть, в этом случае они будут получать не повышенную пенсию, как госслужащие, а на общих основаниях. Внесены значительные изменения и при исчислении пенсии военнослужащим, проходившим военную службу по контракту. В основном, это лица из Следственного и Государственного комитетов, судебной экспертизы, финансовых расследований, МВД. Если они совершили в период прохождения военной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы, то размер пенсии по специальному званию учитывается им по званию «рядовой». Это значит, что если человек, совершивший преступление, имел офицерское звание, то пенсия ему будет назначаться, как рядовому. Хочу еще остановиться на таком пункте, как изъятие имущества. Это ст. 36. Она распространяется на должностных лиц государственных органов, а так же на их близких родственников. Если собственник не может документально подтвердить законность приобретения своего имущества и его стоимость явно превышает законные доходы, то оно либо изымается по иску прокурора, либо собственник уплачивает в доход государства разницу суммы между доходами, полученными незаконным образом и стоимостью имущества.
— Что подразумевается под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами?
— Явным признается превышение, составляющее не менее 25 % от доходов, полученных из законных источников. Пока проект закона только обсуждается. Думаю, что к концу текущего года он будет принят. Над этим проектом работали не только генеральные прокуратуры, но так же МВД, министерство экономики, финансов —- всего около 20 субъектов госорганов. Считаю, что принятие этого закона позволит эффективнее проводить работу по профилактике коррупционных правонарушений и преступлений и укреплению авторитета государственной власти и порядка в стране. Все в нашей жизни меняется: общество, экономические условия. Нечистые на руку должностные лица приспосабливаются, находят обходные пути и совершают коррупционные преступления. Поэтому ни одно предложение не осталось без внимания.
Новый проект закона направлен на создание в обществе таких условий, чтобы не только в государственному должностному лицу, но и иным лицам и субъектам не выгодно было совершать преступления. Коррупция является серьезной угрозой его национальной безопасности и мы должны своевременно позаботиться о принятии мер, исключающих это явление и гарантирующих устойчивое социально-экономическое развитие нашего государства.
Валентина МИЛОХИНА
Фото автора.