Влюбленный в небо
Как-то раз в музее раздался телефонный звонок из Минска. На том конце провода приятный женский голос поведал мне о судьбе нашего земляка Григория Антоновича Евсейчика. Выслушав рассказ Анны Сергеевны (так звали мою собеседницу и жену Григория Антоновича) я поняла, что речь идет о человеке-легенде и наша встреча с ней неизбежна. И вот с одной из сотрудниц музея мы у Анны Сергеевны в Минске ( к сожалению, Григория Антоновича уже нет в живых). С любовью и нежностью, как только может любящий человек, много интересного рассказала Анна Сергеевна о нелегком жизненном пути своего мужа. Показывала награды, грамоты, дипломы, фотографии. Вспоминала о его пребывании во Франции, куда они ездили с мужем по приглашению бывших сослуживцев — летчиков-французов прославленного авиаполка «Нормандия-Неман».
Григорий Антонович Евсейчик — участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Боевого и Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны, обладатель многих медалей, полковник авиации в отставке, ветеран авиаполка «Нормандия-Неман». Заслуженный мастер спорта СССР по парашютному спорту, судья всесоюзной категории по парашютному спорту и республиканской категории по дельтапланерному спорту, 10-кратный чемпион мира и СССР по парашютному спорту.
Родился Григорий Антонович 15 мая 1920 года в д. Старинки Осовского сельсовета в семье крестьянина-бедняка. Отец Антон Иванович и мать Любовь Петровна до Октябрьской революции работали по вольному найму, а после революции занимались сельским хозяйством.
В 1927 году, как и все его одногодки, пошел в Старинковскую начальную школу, а затем закончил восьмилетку в д. Ясень. После окончания восьмилетки поступил в Бобруйский лесотехникум и одновременно без отрыва от учебы поступил в Бобруйский аэроклуб.
Как рассказала Анна Сергеевна:
— Еще в 16-летнем возрасте Григорий Антонович начал заниматься прыжками с парашюта в аэроклубе. И не только ими, осваивал также планеры, самолеты. И так получилось, что к началу войны у него за спиной уже было больше чем 100 прыжков. Профессиональный азарт захватил настолько, что это стало всей его жизнью.
После окончания Куйбышевского воздушно-десантного училища, получив звание «лейтенант», в 1942 году был назначен на должность начальника парашютно-десантной службы 1-го парашютно-десантного батальона 214-й воздушно-десантной бригады. Затем помощником начальника парашютно-десантной службы 1-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии.
В 1942-1943 годах выполнял боевые вылеты в тыл противника по доставке боеприпасов и продовольствия в партизанские формирования. Каждый такой вылет требовал отваги и мужества. Во время войны он совершил более 200 боевых прыжков. Был инструктором-парашютистом. Много раз сопровождал своих воспитанников, которые под покровом ночи высаживались в глубоком тылу врага. Три орденские планки свидетельствуют о той поре. У него на счету 72 боевых вылета по выброске личного состава и грузов в тыл противника. За время боевых действий получил ранение при обороне моста через р. Березина в районе местечка Березино Минской области.
В начале 1944-го года продолжал службу в 18-м Гвардейском истребительном авиаполку 303-й истребительной авиадивизии, который взаимодействовал с овеянным боевой славой французским истребительным авиаполком «Нормандия-Неман». Как один из опытнейших летчиков-парашютистов, старший лейтенант Евсейчик был переведен для обучения французских пилотов в полк «Нормандия-Неман», который принимал активное участие в белорусской освободительной операции.
* * *
Справочно
25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, которая затем преобразовалась в полк, боевая слава которого облетела весь мир. Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции — в 1944-м, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии — в 1945-м. 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боев по освобождению Литвы и при форсировании р. Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооруженными силами И.В. Сталина полку было присвоено почетное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия-Неман».
За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны летчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, одержали 273 подтвержденных победы.
За образцовое выполнение боевых заданий полк награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских летчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. 4 летчика удостоены звания Герой Советского Союза.
* * *
Много воспоминаний связывало Григория Антоновича с французскими летчиками.
До самого конца войны крылом к крылу летчики 18-го Гвардейского истребительного авиаполка и «Нормандия» уничтожали врага, не раз выручая друг друга в воздушных боях. Советско-французская дружба была скреплена кровью. В июне 1944 года в бою загорелся самолет летчика Мориса де Сейна. Экипажу было приказано покинуть самолет, но летчик знал, что у его боевого товарища техника Владимира Белозуба не было парашюта. И Морис не бросил друга, несмотря на то, что у него обгорели руки и лицо и он ничего не видел, попытался посадить самолет. Однако оба погибли на глазах у всего полка.
Еще один случай взаимовыручки советских и французских летчиков в воспоминаниях самого Григория Антоновича: «Однажды наш земляк Николай Пинчук (Герой Советского Союза, родом из д. Буденовка Бобруйского района) в одном из боев оказался в сложной ситуации: он сбил один самолет противника, таранил другой, но и его самолет был поврежден. Николай Григорьевич прыгнул с парашютом, однако был замечен фашистами. На помощь пришел французский летчик и помог уйти Пинчуку. Вот пример взаимной выручки и помощи».
Богат боевой путь Григория Антоновича Евсейчика. Он принимал участие в битве под Москвой, в освобождении Беларуси, освобождал Кенигсберг, победу встретил в Германии, в городе Эльбинг.
Закончилась война. На смену винтовой авиации пришла реактивная. Григорию Антоновичу в числе первых доверили испытание катапультирующих систем. Работа ответственная и интересная. Но его по-прежнему увлекали прыжки. Доведя свое мастерство летчика-парашютиста до высочайшего совершенства, он стал Мастером спорта СССР, подготовил большое количество военных парашютистов — специалистов своего дела, стал руководить парашютной службой крупного авиационного объединения.
В послевоенные годы продолжает службу в Вооруженных Силах СССР в Прибалтийском, Уральском военных округах. Затем в Московском был начальником парашютно-спасательной службы ПВО страны. Какое-то время был прикомандирован к «Звездному» городку. В «Звездном» ему посчастливилось познакомиться и общаться с Юрием Гагариным и запомнил он его на всю жизнь веселым, жизнерадостным, улыбающимся.
В 1958 году имя парашютиста Евсейчика вписано в графу рекордсменов мира. Десять раз вносил поправки в мировые достижения отважный спортсмен. А когда ушел сам из большого спорта, стали бить мировые рекорды его ученики. У каждого из них Григорий Антонович сумел воспитать любовь к небу, мужество, храбрость, стремление к победе, качества столь необходимые для спортсменов высокого класса.
Уйдя в запас, продолжал работать по своей специальности, готовя достойные кадры летчиков-парашютистов в системе ДОСААФ Беларуси, не оставляя своей увлеченности опасной работе — прыжкам с парашюта в самых сложных условиях, днем и ночью.
За свою жизнь совершил 5800 прыжков с парашютом. Свой крайний (в парашютном спорте не любят слово «последний») прыжок Григорий Антонович совершил (как и первый) в Бобруйске, в 65 лет. С небом, однако, он не распрощался и до середины 90-х годов продолжал летать на дельтаплане, параллельно работая судьей высшей категории по этому виду спорта. На пенсию ушел только в 1996 году.
На протяжении всей своей жизни он поддерживал связь со своими боевыми товарищами, в том числе и с французскими летчиками. Неоднократно бывал во Франции. Французы не забыли отважного советского летчика и к 40-летию истребительного полка «Нормандия-Неман» Г.А. Евсейчик был награжден юбилейной медалью. А в 2009 году, будучи приглашенным на торжественное мероприятие в честь 65-й годовщины смерти пилота эскадрильи Нормандия-Неман, аса французской авиации Анри Фуко, был награжден нагрудным знаком.
Славную и долгую жизнь прожил этот удивительный, отважный, влюбленный в небо человек. Умер в 2010 году на 91 году жизни. Похоронен на сельском кладбище в родной деревне Старинки. Анна Сергеевна не только поделилась с нами рассказом, но пожелала, чтобы память о ее муже сохранилась у нас в районе. Она передала много личных вещей Григория Антоновича нашему музею и в апреле-мае мы планируем открыть небольшую экспозицию, посвященную нашему героическому земляку — Григорию Антоновичу Евсейчику.
Людмила Осипова,
директор Бобруйского районного историко-краеведческого музея.
Фото из архива Г.А. Евсейчика