И снова весной зацветут сады…
Помнится, еще где-то в годах 80-х прошлого столетия мне довелось поднимать проблемы развития садоводства в нашем районе. Собственно, не развития этой отрасли как таковой, потому что плодовые насаждения в то время имелись практически в каждом колхозе или совхозе — а заниматься вопросами ее эффективности, экономической самоотдачи, насыщения покупательского рынка продукцией нашего садоводства. Да, садов в хозяйствах было много, и площади, пожалуй, самой лучшей по естественному плодородию земли они занимали немало. Да что было проку от этих насаждений?! Зимой на прилавках магазинов белорусского яблочка обычному покупателю невозможно было найти. А душистые груши, ту же сочную бэру — это и вовсе выглядело как нонсенс. Разве что мочеными антоновками можно было иногда побаловаться, приобретя их в каком-нибудь райповском магазине. Да и то не всегда это удавалось.
Дело в том, что основная, если не вся целиком, часть фруктов шла на переработку — можно сказать, за копейки поставлялась на консервные заводы. Да и сортовым разнообразием сады не отличались, чтобы красивые, вкусные товарные яблоки хозяйства могли поставлять в торговую сеть. Садоводством мало кто серьезно занимался, за исключением отдельных хозяйств, которые, возможно, и имели какую-то отдачу от этой отрасли. Источенные червями яблоки нередко осыпались на землю, превращаясь в обычную гниль, или скармливались скоту на фермах. Вместо них на прилавках наших плодовоовощных магазинов даже в те времена довольно вольготно чувствовали себя их собратья из Молдовы или той же соседней Польши.
К чему это все рассказываю? Старшему поколению это и так все прекрасно известно. Да вот почему. Тогда, готовя серию материалов на эту тему, мне довелось беседовать со многими специалистами и руководителями хозяйств, перелопатить немало справочной литературы, познакомиться с некоторыми историческими справками. Так вот, в одном из таких источников говорилось о том, что в начале минувшего века, к примеру, в 1913-м году, Бобруйщина поставляла за рубеж и в ближайшие губернии России тысячи тонн яблок. И не абы каких!..
С позиций сегодняшнего дня, казалось бы, тот золотой век бобруйского яблочка давно канул в реку забвения Лету. Но не тут-то было!.. В последние годы в нашей стране разработана и довольно успешно осуществляется республиканская программа возрождения и развития садоводства. Ее конечная цель — положить конец экспансии на нашем рынке заморским фруктам. Разумеется, исключая их экзотические виды, которые у нас не произрастают. Хотя о возделывании арбузов на полесских землях Гомельщины уже от разговоров перешли к делу. И, как показывают первые опыты, выращивать такой сочный овощ в Беларуси вполне возможно…
Но вернемся к садоводству. Программа его развития и возрождения, как говорится, на промышленной основе, разработана и внедряется в производство и в нашем районе. Согласно этой программе, два года назад в СПК «Колхоз им. А. Невского» вместо выкорчеванных старых садовых насаждений заложили молодой сад. Ныне он здесь занимает 87 гектаров. Молодые садовые насаждения появились и в соседнем СПК «Колхоз им. Дзержинского», заложены или начали закладывать их и в некоторых других хозяйствах. И это вселяет надежды на то, что в ближайшие годы вот такой зимней порой или даже весной наши покупатели смогут вкусить, наконец-то, свое, ароматное белорусское яблочко.
— В этом году наш молодой сад преподнес первый подарок. Собрали 7 тонн вкусных сочных яблок, — говорит Ольга Гацко, главный экономист производственного сельхозкооператива «Колхоз им. А. Невского». — Но это только начало. Ведь в нашем саду высажены яблони разных сортов. Одни начинают плодоношение рано, через два-три года, другие позднее — через пять-шесть, а то и более лет.
Вместе с главным экономистом радуясь первому собранному урожаю яблок, почему-то подумалось: видимо, председатель колхоза Василий Малиновский развитию садоводства решил уделить немалое внимание. Как-никак, отвести сразу под молодой сад почти сотню гектаров — это руководителю не каждого хозяйства дано, да и непростое, трудоемкое это дело. Ведь надо было засадить всю площадь. К тому же и саженцы, наверное, недешево стоят?.. Эти соображения пришлось напрямую высказать своей собеседнице.
— Да, это так, — соглашается Ольга Александровна. — Но наше хозяйство пошло на это. Сад заложен, и мы все надеемся, что он будет довольно продуктивным, когда вступит в полную силу своего плодоношения. Для этого и соответствующие товарные сорта яблонь подбирались.
— Ну и когда наступит такая пора, что с яблоками будете делать — сдавать на переработку консервным комбинатам или заводам?.. Как говорится, шкурка выделки будет не стоить при таких закупочных ценах на садоводческую продукцию, как они были летом, в минувшем заготовительном сезоне, — продолжаю разговор со специалистом, которая прекрасно разбирается в доходно-прибыльных вопросах сельхозпроизводства.
— Да нет, что вы — это, пожалуй, грешно будет, — возражает Ольга Гацко. — Мы собрали такие крупные яблоки, что иные из них в половину человеческой головы размером были… Ими только торговать надо, поставлять на потребительский рынок. Вот это будут реальные деньги. Но для этого специальное хранилище нужно, чтобы садоводческая продукция долго могла храниться и иметь товарный вид, — вполне категорично и обоснованно высказала свое окончательное мнение Ольга Александровна.
Пожалуй, она на все сто процентов права. Белорусское яблоко должно, наконец, вытеснить с наших прилавков зарубежные фрукты. Да пускай — и не вытеснить!.. Пускай будет конкуренция, и покупатель сам выбирает, чьи яблоки вкуснее. А наши отечественные сорта, выведенные белорусскими селекционерами, по своим вкусовым качествам ничуть не уступают и даже превосходят импортные фрукты, за которые приходится расплачиваться валютой. По такому пути и решил идти СПК «Колхоз им. А. Невского». В нынешнем году в этом хозяйстве планировалось построить или, по крайней мере, начать возведение нового хранилища для картофеля, овощей и фруктов, рассчитанного на 6 тысяч тонн. К сожалению, нестабильная экономическая обстановка, девальвация национальной валюты, недостаток средств для финансирования в корне перекроили такие планы. Теперь даже для хранения семенного и остатков товарного картофеля хозяйство вынуждено арендовать складские помещения у городских организаций.
Вот так и получается. В сельхозкооперативе заложили молодой сад — это хорошее начало доброму делу. Но вот продолжение его из-за переноса сроков строительства нового хранилища по уже названным причинам пока получается неважным. И все же руководство и агрономическая служба хозяйства верят, что худа без добра не бывает и ситуация поменяется. Хранилище будет!.. С этой уверенностью здесь и вершат свою обычную работу, связанную с досмотром и выхаживанием молодого сада. Разумеется, не все саженцы в нем за два года прижились основательно. Особенно пагубной для них оказалась прошлая зима, когда из-за крепких морозов некоторые молодые деревца погибли.
Этой осенью довелось разговаривать с главным агрономом хозяйства Тимофеем Солоновичем. Рассказывая о том, как идет подготовка семян яровых на зернотоку и о других делах, в том числе на полях и в саду, он не преминул заметить, что, дескать, недавно отправили агронома-семеновода Зинаиду Овчинникову в командировку в Молодечно за партией новых саженцев, которые надобны для восстановления погибших плодовых деревцев. С того дня не одна неделя миновала — и вот разговор с Овчинниковой:
— Из крестьянско-фермерского хозяйства «Городок-Агро», которое входит в республиканское объединение «Белсадпитомник», привезла в целом 7600 саженцев яблони, — рассказывает Зинаида Ивановна. — Среди них разные сорта. 6860 штук — это сорт имонт, 640 — Памяти Сюбаровой и 100 деревцев сорта Заславская.
— Дорогие, наверно, саженцы-то?
— А сейчас все дорогое, — уклонилась от прямого ответа агроном.
— Конечно, деревца все посадили или часть прикопали до весны? — спрашиваю у Овчинниковой.
— Давно посадили и уже забыли, — шутит Зинаида Ивановна. — Пускай крепкими растут!..
Ну что ж, пускай растут. Пусть растут и крепнут молодые сады района и будущей весной заворожат глаза розово-белым саваном своего нежного цвета, даря осенью свои первые плоды людям.
Михаил БОСАК.