На всю оставшуюся жизнь
Давно отгремели последние залпы Отечественной войны, но не залечены нанесенные ею раны. Подвиги защитников нашей Родины живут в сердцах жителей Бобруйщины. Сельчане свято чтут память героев, которые в суровые и трудные годы войны встали на защиту своего Отечества. Стала далеким прошлым вторая мировая. Для молодежи она — история, для тех, кто ее пережил — горькая память, которую не стерло время, потому что то, что выпало на долю военного поколения, забыть невозможно.
В д. Орсичи проживает семья Рудько — Ольга Адамовна и Иван Артемович, которым довелось хлебнуть военного лихолетья. Когда началась война, Ольге было чуть больше 10-ти лет. Девочка жила с родителями, братом и сестрами в д. Двор, что на Гомельщине. Немцы очень быстро пробирались к их родному селу, сжигая деревню за деревней на своем пути, убивая мирных, ни в чем не повинных жителей. Боялись такой судьбы для себя и дворочане. Поэтому, не дожидаясь прихода фашистов, большинство из них, взяв с собой самое необходимое, ушло в лес. Здесь они жили в землянках, страдая от холода и голода. Мама Ольги Адамовны со старшими детьми тоже подалась вслед за своими земляками, ну, а младшенькую Олечку оставила в деревне с бабушкой и дедушкой. Когда немцы были уже на подступах к деревне, то и им пришлось примкнуть к односельчанам. Уже в лесу узнали о том, что их родную деревню сожгли немецкие оккупанты. Горю людскому не было предела.
Тяжелой, холодной зимой 1944 года земля уже горела под ногами гитлеровцев. Было принято решение, что вся семья Ольги будет добираться до Любани, близлежащего города. Уже подходя к нему, услышали, что немцы там расстреливают всех незнакомцев. Ничего не оставалось, как вернуться в свою родную деревню, на пепелище. Чтобы не замерзнуть, несколько дней жили в яме для картошки — здесь дедушка смастерил вместительный шалаш. Но и это не спасло семью Ольги от ненавистных фашистов. Те, «налетев» на деревню, всех найденных местных жителей отправили в концентрационный лагерь «Озаричи». Были среди них и Ольга со своими родными.
В лагере существовал самый дикий фашистский произвол, были созданы нечеловеческие условия существования. Люди, находившиеся там, где нельзя вырыть землянки, лишенные всякого продовольствия, были обречены на постепенное вымирание. Лагерь находился под усиленной немецкой охраной, при малейшей попытке к бегству люди расстреливались или избивались до полусмерти. В зимних условиях, в пургу и в дождь, женщины, старики и дети находились под открытым небом. Гитлеровцы даже запретили разводить костры. В лагере имелось много фактов эпидемических заболеваний, обморожений. Больным никакой помощи не оказывалось. Истощенные голодом, продрогшие от холода, промокшие в болотах, узники ежедневно умирали…
Те из них, кто еще мог держаться на ногах, по поведению фашистов чувствовали, что их освобождение не за горами, и молили Бога, чтобы дожить до этого светлого дня. И он оказался радостным — со счастливыми объятиями, ликованием, слезами на глазах и криками «Ура!». Всем хотелось побыстрее вырваться из этого страшного места, но лагерь со всех сторон был заминирован. Людей предупредили об этом, но желание освободиться было настолько велико, что они, надеясь «на авось», убегали из лагеря… И подрывались на минах. К счастью, вся семья Ольги Адамовны выжила в тех нечеловеческих условиях. Все вернулись домой, на пожарище. Для Ольги и ее родных началась новая жизнь. Без войны…
Вскоре после освобождения Беларуси Ольга Адамовна встретила свою единственную любовь — Ивана Рудько. В огненном 1941-м ему исполнилось 16 лет, этот возраст и помешал ему попасть на фронт. Но когда наши войска освободили Беларусь, он в 19-летнем возрасте попал в зенитный артиллерийский полк, и успел еще с лихвой хлебнуть суровых военных будней. Иван Артемович награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией». Супруги Рудько прожили в счастливом браке 54 года, вырастили четверых детей, сейчас радуются 8-ми внукам и 10-ти правнукам. И по нынешний день хранят они горькую память войны, и основное их желание — чтобы это никогда не повторилось, чтобы был мир и покой на нашей земле, и будущим поколениям никогда не довелось испытать тех ужасов, которые довелось пережить им.
Сейчас старики время от времени живут в Минске у дочерей, окруженные их любовью, вниманием, теплом и заботой, а на лето обязательно возвращаются на орсичскую землю, которая дала им в послевоенное время путевку в жизнь, а ныне словно нектар возвращает душевное равновесие и прибавляет сил.
Елена БРАИЛИЦА.
Фото из архива редакции.