Машинам тоже лекари нужны
Как и для всех тружеников села, хлопотливой оказалась нынешняя осень и для механизаторов филиала «Пищевик-Агро» ОАО «Красный пищевик». Но, с другой стороны — и во многом приятной. Прежде всего потому, что порадовала земледельцев хозяйства неплохими итогами их работы на полях. Сухая весна, а затем холодное и дождливое лето не давали особых надежд на хороший урожай зерновых и других культур. Однако, несмотря на капризы погоды, мрачные прогнозы не оправдались. Хлебная нива, под которой было занято 960 гектаров, порадовала своей щедростью, дав в среднем на круг по 45 центнеров зерна — это пятый по величине показатель урожайности в районе. Весомым оказался и весь каравай: он превысил 4320 тонн.
Да и кукуруза особо не огорчила. Хотя для ее сева минувшей весной использовались далеко не самые элитные семена зарубежной селекции, а обычные гибриды ближнего происхождения. Тем не менее, каждый из 310 гектаров, убранных на силос, дал по 355 тонн зеленой массы. Не так уж и плохо!..
Может быть, в более выгодном положении, чем их коллеги из других хозяйств, механизаторы филиала оказались по той причине, что не пришлось им осенью дробить свои силы для уборки сахарной свеклы и картофеля. Последним было занято всего два гектара, а выращиванием свеклы здесь вообще не занимались. Это обстоятельство позволило оперативно убрать с полей солому и затем в числе первых в районе завершить подъем зяби.
— Ее подготовлено у нас для сева яровых будущей весной 1020 гектаров, — говорит директор хозяйства Михаил Плесцов. — Постарались пахари Михаил Давыденко, Виктор Кричко и Юрий Маковеев. С утра до вечера трудились они на полях, чтобы своевременно, до снега и морозов, выполнить эту важную работу. Слава Богу, управились…
— Ну, а сейчас чем занимаются? — Задаю вопрос.
— Сами знаете: в осень — работ восемь… Забот хватает. Органику с ферм вывозим. На это дело два погрузчика брошено, задействован транспорт. Освободившиеся механизаторы ставят на хранение закрепленную за ними технику и занимаются ее ремонтом. Это ведь тоже добрый кусок работы… Но о ней лучше расскажет наш главный инженер Николай Ткачев, — посоветовал обратиться к нему Михаил Александрович.
Да, технике тоже уход и забота необходимы. И железо не выдерживает — ломаются машины. Им, как и людям, лекари-ремонтники нужны. А когда заниматься ремонтом, как не поздней осенью да зимой. Не зря ведь говорят: готовь сани летом, а колеса — зимою. Но все же каков порядок в таком деле? Об этом пришлось поинтересоваться у заведующего сектором механизации райсельхозпрода Виталия Епихова.
— Ранее освободившуюся от полевых работ технику в хозяйствах должны были поставить на хранение еще до 25 октября. Собственно, так и сделано, — рассказывает Виталий Александрович. — Проведена дефектовка машин, разработаны планы их ремонта и система аккордно-премиальной оплаты труда людей. На местах созданы ремонтные звенья и комиссии по организации контроля за ходом всей работы. Эти же комиссии потом будут и принимать технику после обслуживания и ремонта, оценивать состояние ее готовности. Ну, а что касается машин, которые еще заняты где-то на подъеме зяби, где-то на уборке семенников трав, на других операциях, то их постановку на хранение надо осуществить до 15 ноября. По крайней мере — по завершению работ.
Что же в этом плане сделано в филиале «Пищевик-Агро»? В середине октября в ходе районного семинара, посвященного вопросам животноводства, довелось побывать на машинном дворе этого хозяйства. Тогда там еще предстояло выполнить немалый объем работ, чтобы навести порядок не только на его территории, но и подготовить к ремонтному сезону мастерские. А времени к установленному сроку оставалось совсем мало. Значит, исправлять положение пришлось авралом? Однако Николай Ткачев в разговоре несколько дней назад был настроен более оптимистично.
— Конечно, пришлось поднажать, но сделано немало, — считает он. — На объектах машдвора установили пять металлических ворот, покрасили забор по его периметру. Заменили кровлю на мехмастерских. Обновили ее также на ангаре для длительного хранения машин и складских помещениях. Сейчас вот завершаем подготовку контрольно-пропускного пункта и бетонирование полов внутри мастерской. И это далеко не все, — продолжает перечислять сделанное Николай Леонидович. — К примеру, произвели подкраску жаток и важных узлов на зерновых и кормоуборочных комбайнах. Даже грузоподъемники в мастерской покрасили…
Конечно, это приятно и даже эстетично. Свежая покраска как внутри зданий, так и на машинах, снаружи построек мехдвора радует глаз. Но такая, мягко говоря, производственная косметика не отражает сути фактического положения вещей. Понятно, что кроме подготовки ремонтной базы к новому сезону, в хозяйстве немало других производственных забот и вопросов, которые тоже нужно решать. И все же большинство перечисленных инженером работ здесь надо было выполнить гораздо раньше, чтобы теперь механизаторы и ремонтники могли в нормальных условиях заниматься конкретным делом — обслуживанием и подготовкой сельхозмашин к будущей весне.
А таких условий для людей, по крайней мере — до последнего времени, не было создано. Ведь не зря в минувший понедельник на совещании в райисполкоме по этому поводу в адрес руководства филиала «Пищевик-Агро» прозвучала серьезная критика. Там как раз шла речь о том, что пока в его мастерских не готовы к работе токарное, сварочное и кузнечное отделения, душевые и т.д.
— Николай Леонидович, ну а техника-то вся поставлена на хранение? — Интересуюсь у главного инженера хозяйства.
— Ее мы ставим согласно очередности использования будущей весной на полевых работах. Провели дефектовку машин. Оформили заказ на необходимые для ремонта или замены запчасти — это те же подшипники, приводные ремни и тому подобное. У нас создано четыре звена по ремонту. Людей для выполнения такой работы достаточно. Вместе со штатными работниками мастерской и механизаторами набирается 37 человек. Каждый механизатор будет непосредственно заниматься ремонтом закрепленных за ним машин. В случае надобности помогать будут слесари, сварщики, другие специалисты… Управимся, — заверил Ткачев. Что ж, будем надеяться, что так и будет. Тем более, что на мехдворе сейчас трудятся настоящие профессионалы своего дела — мастер-наладчик Андрей Дудаль, токарь Анатолий Сидоренко, опытный механизатор Михаил Давыденко и другие. Выполненную от них работу будет принимать потом специально созданная комиссия, которую возглавляет главный агроном хозяйства Валентина Масолова. В ее составе — тот же Николай Ткачев, заведующий мастерской Сергей Стельмак, инженер по ТБ Любовь Вороненко…
Для уверенности в том, что механизаторы и ремонтники успешно справятся с возложенной на них задачей и надлежащим образом подготовят технику к ответственным кампаниям будущего года, есть и еще одно основание. Труженики филиала «Пищевик-Агро» в ходе минувшей заготовки кормов, жатвы хлебов и уборки урожая других культур показали, как они умеют слаженно и четко работать. Конечно, техника иногда подводила, но от этого ведь никто не застрахован. Пускай же простоев машин по причине поломок в будущем у них станет еще меньше. Но не будем загадывать наперед — время покажет.
Михаил БОСАК.
Фото Сергея Подоляка.