Красивый двор — дело наших рук
…под таким названием три года назад среди учебных учреждений интернатного типа стартовал областной смотр-конкурс. На протяжении нескольких лет воспитанники школ-интернатов и их преподаватели совместными усилиями разрабатывали и воплощали в реальность всевозможные идеи и замыслы по озеленению и благоустройству школьной территории. Знаменательно, что заключительный этап конкурса проходит в год, объявленный Президентом Республики Беларусь «Годом родной земли».
В наши дни, когда внимание общественности обращено на решение экологических проблем, и повсеместно звучат призывы к бережному отношению к окружающей среде, юное поколение непосредственно участвует в решении этих вопросов. При выполнении задач, предъявленных условиями конкурса, воспитанники учатся разумно применять свои знания и физические возможности, вырабатывают в себе нравственное отношение к окружающему миру, потребность к поддержанию природной красоты.
Долгожданное и волнующее событие — подведение итогов трехгодичной работы по благоустройству и озеленению дворовых территорий — состоялось 16 октября на базе УО «Каменская государственная вспомогательная школа-интернат». В состав жюри вошли заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома И.М. Кускова, директор центра экологического воспитания Центра внешкольной работы управления образования облисполкома Л.Л. Шепелевич, начальник отдела по охране прав детства управления образования облисполкома Е.Ф. Симакова и ведущий специалист управления образования облисполкома Т.Н. Чалевич.
Бодрящим осенним утром директор Каменской школы-интерната Л.Н. Кравченко вместе с педагогическим коллективом и учащимися принимал гостей — представителей 18-ти учебных учреждений интернатного типа. С первых же минут пребывания на школьной территории посетители смогли убедиться, насколько серьезно и основательно поставлена здесь работа по формированию экологической культуры и экологического воспитания. Учащиеся школы — дети с особенностями психофизического развития, и потому одной из важнейших задач в работе педагогического коллектива является подготовка их социальной адаптации и интеграции в социум. Понимая то, что именно практическое взаимодействие учащихся с природой способствует формированию у них позитивных норм и правил поведения, воспитатели и педагоги построили свою работу так, чтобы дети приняли самое активное участие в озеленении и благоустройстве своего двора. В процессе совместной деятельности были предусмотрены эстетические и оздоровительные формы реализации проекта. Сопровождая гостей по дворовой территории, работники интерната предлагали их вниманию результаты совместного с учащимися трехлетнего труда по благоустройству: парковую зону, аллею рябин, цветочные композиции на клумбах. Однако, только этими достижениями сегодня трудно кого-либо удивить, и коллектив школы, дав волю фантазии, решительно шагнул вперед. В результате смелых замыслов и свежих идей на дворовой территории была обустроена игровая площадка, создан колодец-цветник. Своеобразной изюминкой стало «Белорусское подворье», для создания которого учащиеся самостоятельно изготовили декоративную изгородь, проложили дорожку из природного камня, сделали плетень и лавы из природного материала. Особый колорит привнесли в композицию колодец-журавль, мост, лошадь и жеребенок. При участии педагогов были подготовлены другие, более сложные элементы подворья: изба, ветряная мельница, телега, собаки из березовых поленьев. К этой большой и захватывающе интересной работе были привлечены не только старшеклассники. Младшие школьники также внесли свой весомый вклад. Они собрали необходимый природный материал: камни, шишки, каштаны. Интерес посетителей вызвала пролегшая между высокими тенистыми деревьями «тропа здоровья», выполняющая не только эстетические, но и оздоровительные функции. Этот проект изначально был задуман для профилактики плоскостопия, улучшения эмоционально-психического состояния детей, повышения сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Ожидания педагогов оправдались. Действительно, было замечено, что ежедневные занятия детей на «тропе здоровья» позволили добиться снижения числа простудных заболеваний у воспитанников, улучшения состояния осанки у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Хозяева удивили своих гостей и рядом других исполненных проектов, нацеленных на развитие у детей эстетического вкуса, формирование нравственной экологической позиции и желания личного участия в социально-значимых делах.
В актовом зале Каменской школы-интерната приглашенные представители учреждений образования интернатного типа области поочередно представляли отчет о проделанной в рамках конкурса работе на территориях своих дворовых участков.
Стихотворные строки «Человек становится красивым, если рядом видит красоту», прозвучавшие в этот день из уст одного из докладчиков, в полной мере отразили настроение присутствующих. Кульминационным моментом встречи стал концерт, подготовленный воспитанниками школы-интерната. Чередуясь с колоритными народными песнями, звучали и современные ритмы, торжественно и величаво на белоснежных рушниках перед зрителями появился румяный каравай, плавно кружились в хороводе девушки в белорусских национальных костюмах.
В ближайшее время членами жюри будут подведены итоги конкурса, но следует отметить, что в смотрах-конкурсах подобного плана победа — дело, бесспорно, приятное, но не главное. Намного важнее победы участие, которое дарует детям ощущение непрерывной связи между человеком и окружающим миром, формирует в юных сознаниях экологическую культуру, развивает навыки труда.
Валентина МИЛОХИНА.
Фото автора.