Новые пути общения
Не так часто нам удается послушать песни и стихи в исполнении самих авторов. И кто воспользовался этой уникальной возможностью в прошлые выходные, не пожалели. Фестиваль авторской песни и поэзии «Культурная эволюция» на Бобруйщине состоялся. Как и планировалось, он прошел на берегу Березины недалеко от деревни Щатково в усадьбе «Вишневый сад» (бывшая турбаза). В фестивале приняли участие исполнители и поэты из России, Молдовы, Украины и Беларуси. Зрители имели возможность наяву встретиться с мэтрами бардовской песни, а также познакомиться с только начинающими, известными в узких кругах. Одни, прихватив с собой туристские палатки, располагались в палаточном городке вместе с друзьями на два выходных дня, другие приезжали всего на несколько часов, чтобы посмотреть концерт, встретиться с любимыми исполнителями. И вряд ли нашелся хоть один человек, кто пожалел бы о своем присутствии на фестивале.
На протяжении почти двух суток со сцены под открытым небом, у палаток, у костра, на берегу реки звучали песни и стихи — лирические и юмористические, веселые и грустные, про жизнь и любовь. И в каждой из них — душа автора: поэта и композитора, который творил не на заказ, а по велению своего сердца, следуя настроению и выражая свои самые сокровенные мысли и чувства.
Уже само нахождение на природе настраивало присутствующих на лирический лад, этому не мешал даже моросящий, а порой и значительно усиливающийся, дождик. Свежий воздух, небо над головой и песни под чарующие звуки гитары. Что может быть романтичнее, и где еще человек сможет ощутить себя свободнее и стать более открытым для других, чем в единении с природой?
На концерте в день открытия фестиваля широко была представлена Беларусь: Артур Шуляк (он же — директор фестиваля), Алексей Неживец, Ольга Залесская, Алесь Камоцкий, Валентин Ковалив, Зоя Фурак, Елена Казанцева — Минск, Дмитрий Растаев — Бобруйск, Александр Баль — Могилев, Татьяна Лиховидова — Витебск, Ольга Подчиненкова и дуэт Ляля Головня-Сергей Ильюшенко — Гродно… Гости из зарубежья: Борис Бурда (Одесса), Татьяна Дрыгина, Сергей Никитин (Москва), Сергей Галушкин (Приднестровье, Молдова)…
Для некоторых зрителей стало открытием, что хорошо известный кулинар Борис Бурда, ведущий многих телевизионных передач, оказался еще и прекрасным эстрадным артистом. Его веселые истории, как в прозе, так и в песенном исполнении присутствующие воспринимали взрывным хохотом. Немалое веселье у зрительской аудитории вызывали песни и стихи дуэта из Гродно — Ляли Головни и Сергея Ильюшенко. Тонкой лиричностью очаровывали стихи Татьяны Дрыгиной. Зал с готовностью откликался и на более серьезные произведения. Дружными аплодисментами поддержали зрители Вадима Гефтера из Донецка, представителя Всеукраинской ассоциации деятелей авторской песни, который заметил, что политики несколько лет назад сделали «радикальные» шаги к тому, что люди из братских республик теперь едут друг к другу как в зарубежье. Он высказал свое отрицательное мнение о еще более негативной ситуации, вследствие которой происходит «дележка» на левобережную и правобережную Украину. Неприятию этого дележа, который проходит по сердцам и душам украинцев, он посвятил и одну из своих песен.
Галина и Борис Вайханские, приветствуя фестиваль, сравнили его атмосферу с удивительной атмосферой бардовских фестивалей в Беларуси 70-х годов. Они выразили пожелание и надежду, что такие фестивали станут ежегодными.
Выйдя на сцену в первый вечер, известный литературный критик, один из членов жюри фестиваля Лев Аннинский признался, что он несколько часов слушая выступления авторов, сопереживая происходящему, пытался определить жанр выступлений. «Вся трудность в том, что между самодеятельной песней и профессиональной принципиальной разницы нет ни по уровню мастерства, ни по степени изысканности. И даже если обернуться на историю мировой культуры, то чувствуется, что всегда трудно было определить степень профессионализма, но было ясно, что всегда есть что-то вверху и что-то снизу. Это было во все эпохи. Всякое искусство должно подпитываться снизу. И то, что происходит снизу — это кузница талантов, сверху — проба истины. Взаимодействие верха и низа должно быть непрерывным». Замечательно высказался он и о времени, в котором мы живем, и по поводу состоявшегося фестиваля: «…Просто человек просто поет просто песню и никому ничего не должен… 50 лет назад нельзя было спеть просто для себя, сейчас — пой что хочешь, никто не запретит. Принципиально изменилась ситуация… Мы находимся в современной новой культурной ситуации и нащупываем новые пути общения, поэтому мы все здесь…».
По словам директора фестиваля Артура Шуляка это мероприятие даст толчок бардовскому движению в Беларуси. Здесь сама природа располагает к поэзии, душевному спокойствию и полету. В этом месте планируется проводить и другие фестивали.
Решению сделать усадьбу «Вишневый сад» культурным центром не только Бобруйщины, но и всей Беларуси старт дан.
Символичной стала закладка небольшого вишневого сада участниками фестиваля.
Галина и Борис Вайханские сравнили атмосферу фестиваля с удивительной атмосферой бардовских фестивалей в Беларуси 70-х годов;
Поистине, нет плохой погоды, а есть определенное состояние души и желание воспринимать прекрасный мир во всем его величии
На второй день фестиваля в напряженном ритме работали мастер-классы, где происходил интенсивный обмен творчеством.
— Мы приблизительно знали, чего следует ожидать от этого фестиваля, потому что и раньше принимали участие в подобных мероприятиях, — делились впечатлениями с журналистом районной газеты музыканты и исполнители группы «Немо» из г. Лида. — Мы встречались с авторами и исполнителями песен на Гродненском фестивале «Зеленый гранд-при», в своем городе — на фестивале «Лидские оладушки». Встреча с творческими людьми на Бобруйщине такая же насыщенная событиями и открытиями. Фестиваль подарил нам множество сюрпризов в виде интересных знакомств и замечательных песен.
Ход всего мероприятия показал, что тысячу раз правы устроители фестиваля в том, что авторская песня — это не спорт, где обязательно должны быть первые, вторые и иные места. В эти дни с одинаковым воодушевлением звучали песни всех участников фестиваля: и тех, кто участвовал в гала-концерте, и тех, кто во время работы мастер-классов принимал рекомендации мастеров по своему дальнейшему творческому росту. Под всплески дружных аплодисментов поднимались на сцену авторы-исполнители и целые коллективы, звучали грустные и веселые, но, в общем, светлые песни. Лучшим исполнителям вручались заслуженные призы.
— Сегодня был день открытий, — поделился в начале концерта со зрителями своими впечатлениями Сергей Никитин. — талантливых людей не так уж много, но сегодня концентрация талантов превысила все ожидания.
Атмосфере душевного подъема и творческого вдохновения не смог помешать даже пролившийся над фестивальной поляной обильный дождь. Авторская песня после небольшого перерыва продолжала звучать до рассвета, переместившись с подмостков сцены в уютные палатки. Поистине, нет плохой погоды, а нет неподходящей одежды, и есть определенное состояние души и желание воспринимать прекрасный мир во всем его величии.
В течение двух суток охрану усадьбы «Вишневый сад» обеспечивали сотрудники Бобруйского РОВД. Усилия районной милиции были направлены на то, чтобы участники фестиваля и зрители чувствовали заботу о своей безопасности и провели отдых на живописном речном берегу с максимальным душевным комфортом.
А работники Бобруйского райпо позаботились о выездной торговле. Шашлыки, кулинарные изделия, овощи, фрукты были широко представлены на торговых рядах. Уютно разместиться, укрыться от дождя и вкусно поесть можно было за столиками под зонтами.
Текст и фото
Валентины МИЛОХИНОЙ и
Людмилы ПИСАРЕВОЙ