Темы

Людмила Яблонская: «Та бессмысленная война — это опыт и боль»

Людмила Яблонская: «Та бессмысленная война — это опыт и боль»

Мужчина на войне — дело обычное. Но когда речь идет о находившихся в горячих точках представительницах прекрасного пола, невольно задумываешься, что сподвигло их на такое непростое решение. У каждой из них на то свои мотивы. Но понятно одно: женщины, выбравшие этот путь, заслуживают уважения как минимум за силу воли. Как, например, жительница Бобруйского района, фельдшер Людмила Яблонская.

По словам женщины, ей хотелось внести свой вклад в ту помощь, которую тогда Советский Союз оказывал афганскому народу. В первую очередь — помочь советским людям, которые там служили и работали. Ей, бобруйскому медику, было 30 с небольшим, и она решила использовать шанс испытать себя, закалить.

— Так получилось, что в 1982 году мы расстались с мужем, — рассказывает Людмила Болеславовна. — Перспектива оставаться жить с ним в одной квартире не радовала. А тут появилась возможность на два года круто изменить жизнь. Но у меня была шестилетняя дочка. Спасибо моей родной сестре, которая соглашалась взять Леночку на воспитание. Так, после некоторых раздумий, в том же году я отправилась в Афганистан.

Чужая страна приняла белоруску­-контрактницу, мягко говоря, неприветливо. Людмила попала в вертолетный полк, который дислоцировался в 10 километрах от города Кундуз. Буквально в первые же дни пребывания там она отравилась привозной водой, в которой нашли кишечную палочку. Но врачи батальона обслуживания, где она работала фельдшером в медпункте, подняли ее на ноги. Первые полгода, говорит, жили с другими вольнонаемными женщинами этого батальона, в числе которых была медсестра, повар, официантки, сестра-хозяйка, в стесненных условиях. Потом им предоставили более просторные помещения, которое сами оборудовали-обставляли. Шили шторы из парашютов, сооружали мебель из ящиков от боеприпасов.

— Жить довелось в охраняемой зоне, потому всех ужасов войны мы не видели. Военные врачи отказывались брать меня с собой туда, где шли боевые действия, берегли. Тем не менее, опасности в воюющей стране были. Та же дорога в Кабул с ранеными или при поездках за медикаментами простой не была. Стрелять нас научили, а в тумбочке моей всегда лежала граната. Считаю себя человеком сильным, но некоторые моменты до сих пор перед глазами. Смотришь, самолет идет на взлет — и вот он уже взрывается. По-прежнему без слез не могу говорить о «черных тюльпанах». Наш аэродром был последней отправной точкой для цинковых гробов с телами советских солдат. Мы все выстраивались на плацу, где с салютом провожали ребят в последний путь — на Родину…

Что касается профессиональной деятельности, в дружественной стране фельдшеру Яблонской доводилось не просто лечить «своих» и афганских больных и раненых, но и порой вместе с доктором проводить экстренные операции. Людмила Болеславовна бережно хранит снимок, где она с коллегами и афганским мальчиком, которого удалось спасти от ранения в голову (на фото слева).

Листая семейные альбомы, наша собеседница вспоминает тех, с кем довелось провести 2 года в экстремальных условиях. Говорит, если кто-то здесь мог прятаться под какой-то маской, то там это выходило наружу и сразу было видно, кто чего стоит. «Если какая-то наивность у меня до этого была, то этот опыт ее заметно поубавил». На фото также — земляки, которые сыграли роль в ее становлении как медика. Это в первую очередь известный на Бобруйщине фельдшер, крестный Людмилы Михаил Яцевич, по стопам которого она пошла.

— Что, кроме фото, осталось на память от Афгана? Кто-то вез с собой драгоценности, а я все книги там скупала. Вот видите — их целые полки. Хотя близким своим и в первую очередь — дочурке, которая без меня пошла в школу, гостинцы привезла.

Пенсионерка Яблонская на жизнь не жалуется. Хотя проблем со здоровьем хватает, старается держаться в форме, в том числе и как ветеран афганской войны пользуясь льготным санаторно-курортным лечением. Живет на малой родине — в поселке Туголица. Главная ее поддержка и опора дочь Елена с зятем Евгением и двое внуков — 21-летняя Юлия, студентка университета, и 7-летний Костя. С удовольствием проводит время с сестрами — Яниной и Валентиной, с которыми вместе трудятся на даче в этом же поселке. Встречается-созванивается и с бывшими коллегами, с которыми в разные годы работала в больнице скорой помощи и в больнице БШК, в травмопункте, в стоматологии.

Три года назад Людмила Болеславовна Яблонская пошла в храм, исповедовалась и дала себе зарок — бросить курить. Как отрезала. Вот только убрать из своей жизни отрезок времени с табличкой «1982-1984 годы» не получится никогда…

Инна БОГДАНОВИЧ.
Фото Юрия ЮРКЕВИЧА и из домашнего архива автора.

15 февраля в районе пройдут мероприятия, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов

Последние новости

Ваше здоровье

Почему киви особенно полезен осенью? Мнение врача

5 ноября 2024
Читать новость
Общество

Больше 10 тысяч европейцев побывали в Беларуси, пользуясь безвизом с середины лета

5 ноября 2024
Читать новость
Актуально

“Расслабляться ни в коем случае не надо”. Лукашенко об избирательной кампании в Беларуси

5 ноября 2024
Читать новость
Общество

Василек выбран растением 2025 года в Беларуси

5 ноября 2024
Читать новость
Происшествия и безопасность

В Бобруйске на девочке загорелась майка во время приготовления пищи

5 ноября 2024
Читать новость
В стране и мире

Лукашенко: Беларусь и Тульская область России способны достичь товарооборота в $1 млрд

5 ноября 2024
Читать новость

Одноклассники

Районная газета «Трыбуна працы» основана 1 января 1982 года. Учредитель — Бобруйский районный исполнительный комитет. Подписной индекс издания 64092.
Главный редактор Ольга Геннадьевна ГРЕК.

Адрес редакции: г. Бобруйск, ул. Советская, 77-а, каб. 7 (здание районного Центра культуры).
Правила написания комментариев на сайте.
Е-mail редакции: pressa@tribunapracy.by.

Рекомендуем